РИО-ДЕ-ЖАНЁЙРО

РИО-ДЕ-ЖАНЁЙРО (Rio de Janeiro),
город в Бразилии, адм. центр шт. Рио-де-Жанейро. Важный торг.-финанс.,
пром. и культурный центр страны. Расположен на берегу бухты Гуанабара Атлан-тич.
ок.; занимает узкую прибрежную равнину и склоны гор, окаймляющих бухту;
мысы и холмы на берегах её резко обрываются к океану [Пан-ди-Асукар ("Сахарная
голова"), 395 м вые., и др.]. Климат тропический, ср. темп-pa янв.
26 °С, июля 21,1 °С, осадков ок. 1100 мм в год, с ноября по май
- период дождей, относит, влажность около 80%. Нас. 4,3 млн. чел. (1972);
7,1 млн. чел.- в р-не Большого Р.-д.-Ж., в состав к-рого входят тесно связанные
с Р.-д.-Ж. пром. города: Нова-Игуасу, Дуки-ди-Кашиас, Сан-Гонсалу, Сан-Жуан-ди-Мерити,
Нилополис.


В янв. 1502 португ. мореплаватели, приняв
вход в бухту Гуанабара за устье большой реки, назвали это место Rio de
Janeiro (португ. - январская река). В нач. 1531 в бухте обосновались французские
завоеватели. В том же году португ. конкистадоры, разбив французские войска,
построили форт Рио-де-Жанейро. В 1555 франц. колонизаторы вновь высадились
в бухте и обосновались там. В 1567 французы были окончательно изгнаны португальцами;
город-крепость получил назв. Сан-Себастьян-ду-Риу-ди-Жанейру в честь португ.
короля Себастьяна I. С 1763 Р.-д.-Ж.-столица вице-королевства Бразилии,
являвшегося колонией Португалии. После отделения Бразилии от Португалии
(1822) Р.-д.-Ж. стал столицей Бразильской империи, в 1889-1960 - столица
республики Соединённых штатов Бразилии. С нач. 20 в. Р.-д.-Ж.- крупный
центр рабочего движения (забастовки и демонстрации 1905-07, 1918, 1960-х
гг., вооруж. восстание 1935).


Р.-д.-Ж.- один из крупнейших портов (грузооборот
26,1 млн. т в 1973) Юж. Америки, через него проходит 1/3 импорта
(уголь, нефть, цемент, машины, пшеница) и значит, часть экспорта страны
(кофе, сахар, кожи, ценная древесина, марганцевая руда, хлопок, фрукты
из шт. Рио-де-Жанейро, Минас-Жерайс, частично из шт. Сан-Паулу и др.).
Порт играет также важную роль в каботажном судоходстве. Р.-д.-Ж.- крупный
узел жел. и шосс. дорог, междунар. и внутр. возд. сообщений, 2 аэропорта
- Сайтус-Дюмон (внутр. линии) и Галеан (междунар. линии). Развиты судостроение,
мукомольная пром-сть, текст, произ-во, изготовление одежды. Имеются предприятия
кожевенной, деревообр., химич., металлургической, маш.-строит., металлообр.
пром-сти; алмазогранильные ф-ки. Р.-д.-Ж. даёт ок. 10% продукции обрабат.
пром-сти Бразилии. Р.-д.-Ж.- крупный туристский центр. Р-ны города разобщены
холмами, поэтому связь между ними осуществляется или в обход их, или по
туннелям. С 1970 строится метрополитен.


Р.-д.-Ж.- один из красивейших городов Бразилии.
Стеснённый морем и скалами, Р.-д.-Ж. растёт вверх; ведётся интенсивное
строительство высотных зданий. В разных р нах города - кварталы трущоб
("фавелы"); значительная часть населения живёт также в перенаселённых кварталах
и бараках. Центр города расположен в его сев.-вост. части около мор. порта,
центр, площади и парка Парижа вдоль набережной, где сходятся магистрали
авенида Риу Бранку и авенида Президенти Варгас. В центре города сохранились
архит. памятники 16-19 вв.: монастырь Сан-Бенту (кон. 16 в., фасад - "эрререско",
богатая отделка интерьера, 18 в.), барочные церкви (Носа сеньора да Глория,
1714; Сан-Франсиску ди Пенитенсия, 1772), ратуша (1743) и собор Ла Канделария
(1775, арх. Ф. Ж. Рошио и др.), акведук (ныне путепровод) "Аркус ди Кариока"
(1750, инж. Ф. Гомис ди Андрада), классицистич. дворец Итамарати (1856,
арх. Ж. М. Ж. Ребелу). В кон. 19 - нач. 20 вв. строились многочисл. обществ,
здания в духе эклектики ("Театру мунисипал", Нац. музей изящных искусств,


Нац. б-ка и др.). В 20 в. строятся многоквартирные
жилые дома гл. обр. вдоль набережных (с примыкающими к ним пляжами) Копакабана,
Ипанема, Фламенгу, Ботафогу и др. (напр., застройка р-на Морру-да-Виува,
сер. 20 в.; илл. см. т. 3, табл. XXXVIII, стр. 592-593). Разнообразные
по архит. решениям жилые и обществ, здания и ансамбли 20 в. в целом отмечены
эффектностью объёмно-пространств. композиций, смелостью конструкций, соответствием
специфике рельефа и климатич. условиям. Среди них выделяются: Мин-во просвещения
и здравоохранения (1937-43, арх. Л. Коста, О. Нимейер, А. Э. Рейди и др.;
илл. см. там же), гидроаэропорт (1938, арх. А. Корреа Лима), банк Боависта
(1946, арх. Нимейер), жилые здания "Нова Синтра" (илл. см. там же), "Бристоль"и
"Каледония" (1948-54, арх. Коста), стадион Мараканья (1950, арх. П. П.
Б. Бастус, А. А. Диас Карнейру и др.), ансамбль на холме Педрегулью (1950-52,
арх. Рейди; илл. см. там же), университетский городок (1955, арх. Ж. Морейра),
здание Музея совр. иск-ва (1958, арх. Рейди и Р. Бурле Маркс; илл. см.
т. 3, стр. 630), деловое здание (1960, арх. Э. Миндлин), гостиница "Насиональ"
(1970, арх. Нимейер). Интересна живописная архитектура возведённых в 1950-60-х
гг. особняков и вилл (собств. дом Нимейера, 1953). Среди монументов - статуя
Христа на холме Корковаду (1931, французский скульптор П. Ландовски; илл.
см. т. 3, табл. XXXVII, стр. 592-593), памятник погибшим во 2-й мировой
войне 1939- 1945 (1960, арх. Э. Маринью и М. Кондер Нету). Архит. ансамбль
города органически дополнен нац. парками и ботанич. садом.


В Р.-д.-Ж. 6 ун-тов (4 гос., 2 католич.),
крупнейший из них - Федеральный ун-т Р.-д.-Ж.; Браз. академия лит-ры, Нац.
к-т по атомной энергии, Нац. обсерватория, 25 н.-и. ин-тов, св. 20 науч.
об-в; Нац. б-ка; Нац. музей, Нац. ист. музей, Нац. музей изящных иск-в,
Музей совр. иск-ва, Музей географии Бразилии, Музей индейца и др.


В Р.-д.-Ж. работают (1975): "Театру мунисипал",
Браз. театр комедии, театр "Жуан Каэтану", труппы "Опиньян", "Копакабана"
и др.; проф. симф. коллективы, в т. ч. Нац. симф. оркестр. Актёрские и
муз. кадры готовят: Нац. консерватория драматич. иск-ва, Нац. школа музыки
Браз. ун-та, Браз. консерватория, Муз. академия им. О. Л. Фернандиса, Нац.
консерватория хорового пения и др.


Лит.: Karfeld К. P., Rio de Janeiro,
[Sao Paulo], 1955; С oar ас у U., Memo-rias da cidade do Rio de Janeiro,
Rio de J., 1955




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я