РИМ

РИМ (Roma), столица Италии,
гл. политический, культурный, значительный экономический центр страны,
один из древнейших и богатых историческими и культурными памятниками городов
мира, получивший название "вечного города". Адм. центр Римской провинции
и обл. Лацио. В границах города находится папское государство-город Ватикан.
Р.
расположен на холмистой равнине вулканич. происхождения, называемой Римской
кампаньей, по обоим берегам р. Тибр, близ его впадения в Тирренское м.
Высшая точка города - Марио (139 м). Климат средиземноморский: темп-pa
января 6,8 °С, июля 25,8 °С; осадков 508 мм в год (ок. 60 дождливых
суток в году, гл. обр. осенью). В зимние месяцы дует холодная трамонтана,
в летние - жаркий и сухой сирокко. Воду, как и в древности, город получает
по акведукам с горных рек и озёр; Тибр из-за крайней загрязнённости и заиления
не используется для гор. водоснабжения. Пл. собственно Р. 208,7
км2,
с
пригородами - 1507,6 км2. Адм. структура города сложная:
центр, часть делится на 22 района, окружающая ист. центр территория состоит
из 35 кварталов, пригородная зона - из 6 адм. единиц. Р.-самый крупный
по населению город Италии. 2,8 млн. жит. (1973), с пригородами 3,6 млн.



До 19 в. численность населения увеличивалась
относительно медленно (135 тыс. жит. в кон. 17 в., 167 тыс. жит. в кон.
18 в., 214 тыс. жит. в кон. 19 в.). Быстрый рост города начался после его
провозглашения столицей Итал. королевства (в 1871).


Из общего количества экономически активного
населения (998,5 тыс. чел. в 1971) в пром-сти (включая газо- и водоснабжение)
и стр-ве занято 25,5% (255,7 тыс. чел.), в торговле-15,7% (156,7 тыс. чел.),
на транспорте и в связи-7,9%, в гос. аппарате - 19%, остальные-гл. обр.
в сфере услуг. Безработных 6,8% (68 тыс. чел. в 1971).



Городское управление. Гор. управление
осуществляется советом из 80 членов, избираемым населением на 5 лет. Функции
совета ограничены принятием гор. бюджета, постановлений по вопросам муниципального
управления (трансп. х-во, коммунальное обслуживание и т. п.). Из своего
состава совет избирает мэра города (синдика) и исполнит, комитет (джунту).
Мэр
одновременно является чиновником пр-ва. Контроль за гор. управлением Р.
осуществляет префект Рим. провинции, а также провинциальная адм. джунта.



Исторический очерк. Р. получил название
от одного из мифич. основателей города - Ромула. Согласно антич.
преданию, Р. был осн. в 754/753 до н. э. (археологич. данные свидетельствуют
о ещё более раннем существовании поселений на месте Р., в результате объединения
к-рых к нач. 6 в. до н. э. сложился рим. форум как центр этих поселений).
Постепенно Р., небольшой город-государство (полис), подчинив Апеннинский
п-ов, а затем и обширные терр. за его пределами, стал столицей огромной
средиземноморской державы - Рима Древнего. Р. был гл. ареной важнейших
политпч. событий в период республики и империи. Античный Р.- крупнейший
город древности (по совр. подсчётам, в период империи имел нас. от 600
тыс. до 2 млн. чел.) с многочисл. храмами, дворцами, дорогами (см. раздел
Архитектура), знаменитыми рим. водопроводами (всего 11, первый проведён
в 312 до н. э.), принадлежащими к числу самых выдающихся сооружений древности,
канализацией (частично используемой и в наст, время).


Переживавшийся Рим. империей кризис (3
в. н. э.) отразился на положении города. С переносом Константином I столицы
империи в Константинополь (330) Р. утратил значение политич. центра; столицей
Зап. Рим. империи в сер. 5 в. фактически стала Равенна. Значит,
разрушения принесли Р. нашествия варваров (взятие и разгром "вечного города"
вестготами Алариха I в 410, вандалами в 455). Особенно пострадал
город во время начавшихся в 535 войн между Византией и остготами, много
раз переходил из рук в руки (в 547 была проведена эвакуация населения).
Сократилась численность населения (в 6 в. до 30- 40 тыс. чел.), начался
хоз. упадок. С 552 Р. находился длит, время под властью Византии. Визант.
правителем в Италии Нарсесом в 50-60-х гг. 6 в. были проведены работы
по очищению русла Тибра, восстановлению рим. порта, ремонту обществ, зданий
и др.; однако все эти меры не привели к экономич. возрождению Р. В период
господства на Апеннинском п-ове лангобардов (568 - сер. 8 в.) Р. оставался
под властью Византии, но фактически управление городом перешло к рим. епископам
- папам, к-рые назначали должностных лиц. В 8 в. папы добились фактич.
независимости Р. от Византии. С 756 Р.- столица Папской области. К
этому времени Р. приобрёл значение церковно-политич. центра Зап. Европы.
В 800 папа Лев III короновал в Р. Карла Великого рим. императором. На протяжении
ср. веков за Р. шла борьба между папством и императорами чСвященной Рим.
империи" (считавшими себя преемниками рим. императоров); борьба за власть
в городе шла и между различными знатными родами. В 1084 город был сильно
разрушен войсками Роберта Гвискара. В 11-12 вв. Р. приобрёл облик
феод, города - на месте разрушенных антич. зданий знатные фамилии возводили
свои замки, развернулось церк. стр-во. Торгово-ремесл. жизнь сосредоточилась
в р-нах, примыкавших к Марсову полю. В 11 в. в Р. зародились ремесл. цехи.
Однако ремесло и торговля здесь развивались слабее, чем в экономически
передовых итал. городах. С 12 в. торг.-ремесл. население, страдавшее от
произвола папской администрации и феод, усобиц, вело активную борьбу против
светской власти пап в Р., за коммуну. В результате восстания 1143 в Р.
была установлена республика, к-рую возглавил Арнольд Брешианский. Гор.
самоуправление Р. было фактически ликвидировано Иннокентием III (папа в
1198-1216), хотя номинально респ. форма правления (коммуна) сохранялась.
Жизнь ср.-век. Р. во многом была связана с его положением центра католич.
мира. Это был город с многочисл. духовенством, паломниками; здесь происходили
торжеств, церемонии, коронации императоров "Священной Рим. империи" и т.
д. Перенос в 1309 папской резиденции в Авиньон (см. Авиньонское пленение
пап),
вызвавший ослабление папской власти в городе (рим. курия временно
была ликвидирована), привёл к нек-рому усилению позиций торг.-ремесл. слоев;
возобновилась борьба горожан за ограничение привилегий знати. В результате
крупного восстания пополанов, возглавленного Кола ди Риенцо,
Р.
в 1347 был провозглашён республикой; в 1354 власть в городе захватила знать,
к-рая удерживала её вплоть до сер. 15 в. (наиболее могуществ. феод, роды
- Колонна и Орсини). Господство пап, вернувшихся в Р. в 1377,
было полностью восстановлено лишь при Сиксте IV (1471-84). В сер. 15 -
нач. 16 вв. Р. превратился в крупный центр Возрождения. С Р. этого
периода связана деятельность мн. гуманистов, художников, архитекторов (Поджо
Браччолини, Л. Б. Альберти, Ф. Бьондо, Д. Браманте, Рафаэль, Микеландже-ло
и др.), к-рых привлекали к своему двору папы Николай V (1447-55), Пий II
(1458-64), Юлий II (1503-13), покровительствовавшие лит-ре, иск-ву, стремившиеся
прославить себя стр-вом и украшением дворцов, храмов. Во время Итальянских
войн 1494-1559
Р. был разгромлен войсками имп. Карла V (май 1527).
В 17 в. город переживал экономич. упадок, но в связи с Контрреформацией
ещё
более увеличилось его значение как религ. центра.

1 Олимпийский городок

2 Палаццетто (Малый дворец "спорта)

3 Дворец спорта

4 Музей римской цивилизации

б Музей Виллы Джулия

6 Национальная галерея современ ного
искусства

7 Галерея Боргезе

8 Собор св. Петра

9 Площадь св. Петра

10 Ватиканские музеи

И Замок Сант-Анджело

12 Дворец Правосудия

13 Пьяцца Навона

14* Пантеон

15 Палаццо Мадэма (сенат республики)

16 Палаццо Монтечиторио (палата депутатов)

17 Палаццо Боргезе

18 Церкви Санта-Мария дель Анима и Санта-Мария
депла Паче

19 Церковь Сан-Луиджи деи Франчези

20 Театр "Балле"

21 Палаццо Массимо алле Колонне

22 Музей Рима

23 Церковь Сант-Андреа делла Балле

24 Палаццо Канчеллерия

25 Палаццо Фальконьерк

26 Палаццо Фарнезе

27 Пьяцца Кампо деи Фьорн

28 Театр „Арджентина"

29 Церковь Санта-Мария сопра Минерва

30 Палаццо Дориа

31 Палаццо Венеция

32 Церковь Иль-Джезу

33 Пьяцца Венеция

34 Памятник Виктору Эммануилу И

35 Церковь Санта-Мария ин "Арачели

36 Капитолийский музей

37 Палаццо деи Консерватори

38 Палаццо деи Сенатори (муниципалитет)

39* Театр Марцеллз

40* Императорские форумы

41* Римский форум

42* Императорские дворцы

43 * Колизей'(амфитеатр Флавиев)

44* Арка Константина

45* Термы Траяна

46* Термы Каракаллы

47* Пирамида Цестия

48* Термы Диоклетиана (Национальный
римский музеи и церковь Сзнта-Мария дельи Анджели)

49 Палаццо Барберини (Национальная 'галерея
античного искусства)

50 Палаццо Квиринале(резиден ция президента)

51 Фонтан Треви

52* Колонна Марка Аврелия

53 Церковь Сант-Андреа аль Квиринале

54 Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане

55 Римская опера

56 Церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи

57 Банк Италии

58 Церковь Санта-Мария Маджоре

59 Церковь Сан-Пьетро ин Вин кол и

60 Церковь Сан-Клементе

61 Церковь Санти-Джованни э Паоло

62 Церковь Сан-Стефано Ротондо

63 Палаццо Латерзно

64 Церковь Сан-Джованни нн Латерано

65 Церковь Санта-Мария ин Козмедин

66 Национальная академия деи Линчей

67 Вилла Фарнезе 68 Церковь Сан-Пьетро
ин Монторио

69 Церковь Санта-Мария ин Трастевере.

* Античные ансамбли и памятники


В февр. 1798 Р. оккупировала армия франц.
Директории.
В
результате восстания в Р. была провозглашена республика (см. Римская
республика 1798-99).
В 1808 в ходе наполеоновских войн город
вновь оккупировали франц. войска, а в 1809 светская власть папы Пия
VII
была ликвидирована, и Р. присоединён к наполеоновской Франции. В годы франц.
оккупации (до 1814) в Р. проводились строит, и архит. работы, но в то же
время бесценные сокровища музеев и картинных галерей расхищались оккупантами,
население страдало от поборов и реквизиций. С началом Рисорджименто
Р.,
столица Папского гос-ва и опора феод.-клерикальной реакции, стал серьёзным
препятствием к объединению Италии. Во время Революции 1848-49 в Италии
Р.
был ареной революц. событий: в нояб. 1848 в результате выступлений нар.
масс светская власть папы Пия IX фактически была свергнута, а сам
он бежал из Р.; 9 февр. 1849 в Р. была провозглашена республика, Рим. республика
1849 явилась наивысшим выражением демократич. тенденций Итал. революции
1848-49. В 50-60-х гг. 19 в., после подавления Рим. республики силами междунар.
реакции, прежде всего франц. интервентами, светская власть папы римского
держалась в городе только благодаря присутствию в нём (с 1849) франц. гарнизона.
Попытки отрядов Дж. Гарибальди в 1862 и 1867 освободить Р. оказались
безуспешными. Лишь в 1870, когда франц. гарнизон был отозван (в связи с
поражением франц. армии при Седане), светская власть папы над Р.
была ликвидирована: в обстановке усилившегося нар. движения за воссоединение
Р. с образованным в 1861 объединённым Итал. королевством 20 сент. 1870
в город вступили войска Итал. королевства и отряд патриотов-гарибальдийцев;
после референдума 2 окт. 1870 Р. был включён в состав Италии. 26 янв. 1871
Р. провозглашён столицей Итал. королевства, что знаменовало завершение
создания итал. нац. гос-ва. Пий IX отказался признать совершившиеся перемены,
это привело к длит, конфликту между папством и итал. гос-вом (см. "Римский
вопрос").

Рим. Демонстрация против провокаций
неофашистов. Январь 1975.



Средоточие в Р. памятников античного мира
и великих творений художников и зодчих эпохи Возрождения всегда привлекало
художников, писателей, туристов. В 19 в. в Р. жили А. А. Иванов, С. Ф.
Щедрин, Н. В. Гоголь и др. представители рус. культуры.


С превращением Р. в столицу Италии начало
быстро возрастать его население, увеличилось количество пром. предприятий,'город
стал крупнейшим трансп. узлом. С кон. 19 в. Р.- центр социальной и демократич.
борьбы трудящихся.


В окт. 1922 итал. фашисты инсценировали
т. н. поход на Р.- после вступления в город фаш. отрядов, стянутых со всей
страны, был осуществлён гос. переворот, в результате к-рого установлена
фаш. диктатура (1922-43). В 1929 по Латеранским соглашениям на части
терр. Р. было образовано государство-город Ватикан. 8 сент. 1943,
после капитуляции Италии во 2-й мировой войне 1939- 1945, Р. оккупировали
нем.-фаш. войска. За время оккупации (1943-44) тысячи людей были брошены
в тюрьмы, казнены, замучены (особенно зверским явилось массовое убийство
рим. граждан в марте 1944 в Ардеатинских пещерах). Население героически
боролось против аахватчлксш. Р. был освобождён 4 июня 1944 англо-амер.
войсками. В 1946 с упразднением монархии (референдум 2 июня) Р. стал столицей
Итал. республики. Р.- один из важнейших центров рабочего и демократич.
движения совр. Италии. л. М. Брагина.



Экономика. Удобство географич. положения
Р. на стыке Севера и Юга страны способствовало первоначально развитию его
трансп.-торг., а затем и др. экономич. функций. Индустриальное значение
город приобрёл довольно поздно; по размерам пром. продукции он занимает
4-е место в Италии (после Милана, Турина, Генуи.). Сначала JB P. стали
развиваться отрасли пищ. и лёгкой пром-сти, представленные преим. небольшими
фабриками и мастерскими. В 1960-70-е гг. пром-сть Р. значительно расширилась.
На пищ., полиграфич., швейную, мебельную, бумажную, текст., обувную, парфюмерную
отрасли приходится'ок. 1/2 всех занятых в столичной пром-сти. Имеются электротехнич.
пром-сть (телефонно-телеграфное оборудование, электроприборы, изделия электроники,
электрич. бытовые приборы длит, пользования и др.), точное приборостроение,
произ-во ж.-д. подвижного состава, с.-х. машин, типографского оборудования,
мотоциклов, велосипедов, хим. пром-сть (фармацевтич. изделия, искусств,
шёлк, кислоты, сода, суперфосфат и др.), произ-во стройматериалов (цемент,
стекло, железобетонные изделия), строит, индустрия. Мощность ТЭС ок. 3
млн. кет. Сохраняется ремесл. произ-во, традиционно изготовление
различных художеств, ювелирных изделий, гобеленов, плетёной мебели, изделий
из стекла, кожи, муз. инструментов и др.; переплётное дело.


Р. не имеет городов-спутников и пром. пригородов,
однако ряд пром. городов области Лацио (Коллеферро, Фрозиноне, Латина и
др.) экономически тесно связаны со столицей.


Р.- один из крупнейших в мире центров междунар.
туризма (св. 10 млн. чел. ежегодно); для обслуживания туристов предназначены
многочисл. отели, обществ, и частный транспорт, магазины (торговля сувенирами,
предметами иск-ва), рестораны, зрелищные учреждения, клубы и мн. др. В
столице сосредоточены правительств, и адм.-управленч. учреждения, руководящие
органы политич. партий и массовых орг-ций Италии, крупнейшие банки, кредитные,
страховые и торг, учреждения, правления итал. и иностр. фирм, нек-рые междунар.,
орг-ции [напр.(ФАО), Междунар. торг, палата и др.].


Р.- крупный трансп. узел внутр. и междунар.
сообщений; 8 ж.-д. лучей, 10 автострад, 30 авиалиний. Аэропорты Р.- Леонардо
да Винчи ди Фьюмичино и Чампино. Р.- речной порт (на участке Фьюмичино
- Рим р. Тибр канализована), портовый комплекс Сан-Паоло; аванпорт Р. на
побережье Тирренского м. - Чивитавеккья. Осн. виды гор. транспорта: трамвай
(кроме центра), троллейбус, автобус; метрополитен (сооружён в 1927- 1938)
соединяет центр с р-ном предполагавшейся Всемирной выставки (Эспозиционе
универсале романа, ЭУР) на Ю. города и мор. побережьем (Лидо-ди-Рома ).
Количество автомашин, мотоциклов и мотороллеров (св. 1,3 млн. в 1970) в
Р. приближается копределу насыщенности".


В Р. относительно мало зелени (ок. 1700
га),
особенно
обществ, парков и бульваров, в юж. (Монтеверде) и сев. (Париоли) р-нах
города - сады, частные виллы и особняки рим. аристократии, буржуазии, высших
чиновников. Гл. обр. на Ю. и Ю.-В. столицы размещается б. ч. пром. предприятий.
Места отдыха римлян - приморские районы (Лидо-ди-Рома, Фреджене), горы:
Альбанские в 20-30 км к Ю.-В. от Р. (городки, окружённые виноградниками,
- Дженцано, Альбано, Марино, Фраскати) и Тибур-тинские к В. от Р. (г. Тиволи,
живописные водопады на р. Аниене). Вокруг столицы - значит, с.-х. район
(огороды, сады, виноградники, оливковые насаждения; мясо-молочные фермы;
посевы зерновых). Т. А. Галкина. Архитектура. Архит. памятники Р.,
отражающие его почти трёхтысячелетнюю историю, наложили яркий отпечаток
на формирование неповторимого и сложного облика города. В своеобразии Р.
важную роль играют его живописное расположение на холмах, обилие грандиозных
руин, величавых дворцов и церквей самых различных эпох, многообразие площадей,
многочисленность фонтанов и монументов, декоративной скульптуры. Специфику
гор. силуэта определяют купола и пинии. Рыжеватый туф, тёмный кирпич и
красновато-коричневая штукатурка фасадов придают застройке общий колорит,
связывающий Р. с природным окружением.

Рим. Развалины дворца Септимия Севера
на Палатине. Нач. 3 в.



Границы центр, части совр. города совпадают
с др.-рим. стеной Аврелиана (272; сохранилась частично), а многие улицы
- с др.-рим. дорогами. Гигантский размах и мерная величавость антич. памятников
во многом предопределили масштабы и монументальность зданий последующих
веков. Сложившись на Капитолии и Палатине, др.-рим. город распространился
на соседние холмы (Эсквилин, Авентин, Виминал, Целий, Квиринал), низину
до излучины Тибра (Марсово поле) и перекинулся на правый берег (совр. р-н
Трастевере). Его обществ, центрами являлись Капитолий и комплексы Рим.
форума [с 6 в. до н. э.; включает: храмы Кастора и Поллукса (с 484 до н.э.),
Антонина и Фаустины (141), базилику Максенция (или Константина; ок. 315),
триумфальные арки Тита (81) и Септимия Севера (203)] и императорских форумов:
Юлия Цезаря, Августа, Нервы, Траяна (111-114, арх. Аполлодор из Дамаска;
с колонной Траяна. Среди важнейших др.-рим. сооружений, находящихся вне
форумов,- храмы: Весты и Фортуны Вирилис на Бычьем рынке (1 в. до н. э.),
Пантеон,
Венеры
и Ромы (135- 307); мавзолеи: Цецилия Метелла, Еврисака (оба - сер. 1 в.
до н. э.), Цестия (чпирамида Цестия"; 12 в. до н. э.), Адриана (135-140,
в ср. века превращён в замок Сант-Анджело); театр Марцелла (44 до н.э.
-13н. э.), амфитеатр Флавиев (или Колизей); термы Каракаллы (206-
217) и Диоклетиана (306; ныне Нац. рим. музей); триумфальная колонна Марка
Аврелия (176-193); триумфальная арка Константина (315); мосты: Адриана
(Сант-Анджело; 136) и др.; акведуки: Клавдия (илл. см. т. 1, стр. 330)
и др.; дорога Виа Аппиа (312 до н. э.). На Палатине расположены руины дома
Ливии (1 в. до н. э.), дворца Флавиев (1 в.) и др. дворцов. План Р. периода,
империи см. на карте Римская, империя в 27 г. дон. э.-138 г. н. э. В 6-9
вв. терр. города сокращалась; антич. памятники разрушались; разобщёнными
центрами ср.-век. Р. были Капитолий, где находилось гор. управление, и
резиденции епископа (а затем папы ) Латеран и Ватикан. Жилые ср.-век. кварталы
были сосредоточены на противоположном от Ватикана берегу Тибра, у христ.
базилик и обжитых антич. зданий, перемежаясь с пустырями, садами и болотами.
Среди раннехрист. памятников Р.- катакомбы: Сан-Себастьяно (с криптой 1-2
вв.), Домициллы (1-4 вв.), Калликста (2-3 вв.); базилики, перестраивавшиеся
вплоть до 18 в.: Сан-Джованни ин Латерано (311-314), Сан-Лоренцо фуори
ле Мура (330; мозаики 6 в.), Санта-Мария Маджоре (3-я четв. 4 в.; мозаики
5 и 13 вв.), Санти-Джован-ни э Паоло (ок. 400; фрески 12 в.), Сан-Клементе
(4 в.; мозаики и фрески 9- 12 вв.), Санта-Мария ин Козмедин (перестройки
8 и 12 вв.), Санта-Мария ин Трастевере (1140; на месте церкви 4 в.; мозаики
П. Каваллини), Санта-Мария ин Ара-чели (перестройка 1250); центрич. церкви:
Сан-Стефано Ротонде, Санта-Мария Ан-тикуа (фрески 6-8 вв.) - обе 6 в. Из
немногочисл. готич. построек выделяется церковь Санта-Мария сопра Минерва
(с 1280; фасад - 1453).


С нач. 16 в. Р. украшается зданиями и ансамблями,
призванными, по замыслу пап, возродить величие античного Р. Ренессансное
стр-во началось у Ватикана и на противоположном берегу Тибра, развиваясь
к Пьяцца Навона и Капитолию. В Ватикане, подвергнутом полной реконструкции,
были возведены грандиозный собор св. Петра (1506-1614, арх. Браманте, Микеланджело,
Дж. делла Порта, Виньола, К. Мадерна и др.; илл. см. т. 11, табл. III,
стр. 48-49; т. 16, табл. XI, стр. 96-97), купол к-рого стал гл. архит.
акцентом в панораме Р., а также дворы Бельведера и Сан-Дамазо (илл. см.
т. 3, табл. XL, стр. 593; т. 4, стр. 333). Деловой центр ренессансного
Р. находился в р-не моста Сант-Анджело, где в 1540-е гг. была намечена
первая трёхлучевая композиция улиц, расходящихся от пл. Сан-Чельсо. Среди
рим. построек эпохи Возрождения - палаццо: Венеция (с 1452, очевидно, по
планам Л. Б. Альберти или Б. Росселлино), Канчеллерия (илл. см. т. 3, табл.
XL, стр. 593, а также т. 19, стр. 96), Фарнезе (илл. см. т. 5, табл. IX,
стр. 448), Видони-Каффарелли (ок. 1515-20, арх. Рафаэль); виллы: Фарнезина
(1509-11, арх. Б. Перуцци; фрески Рафаэля, Дж. Романо и др.), Мадама (с
1517, арх. Рафаэль, А. да Сангалло Младший); церкви: Сан-Пьетро ин Монторио
(1480-е гг., арх. Б. Понтелли; во дворе - Темпьетто, Санта-Мария делла
Паче (илл. см. т. 3, табл. XL, стр. 593; фасад - 1656, арх. Пьетро да Кортона),
Санта-Мария дель Анима (нач. 16 в., арх. Дж. да Сангалло и Браманте), Сант-Элиджо
дельи Орефичи. Со 2-й четв. 16 в. в нек-рых рим. зданиях появляются
черты маньеризма (палаццо Массимо алле Колонне, илл. см. т. 19,
стр. 455; вилла Джулия, ныне музей, илл. см. т. 5, табл. III, стр. 48-49).
Приёмы, предвосхищающие градостроительство 17-18 вв., характерны для созданного
Микеланджело ансамбля Капитолия (новый светский центр города), в к-ром
наглядно раскрыта связь папской столицы с антич. Р. [с 1546; ансамбль включает:
палаццо деи Сенатори, палаццо деи Консерватори, гл. здание Капитолийских
музеев, антич. статую Марка Аврелия, установленную на площади в 1538; план
см. т. 5, стр.277]. При Сиксте V (1585-90) были проложены прямые улицы,
соединившие важнейшие раннехрист. базилики и связавшие р-ны города в единую
систему. В сети этих улиц, дополненных многочисл. ансамблями, ярко выразилось
свойственное барокко понимание города как целостного организма,
постигаемого в движении, последовательно открывающем виды на эффектные
архит. мизансцены. К важнейшим ансамблям барокко относятся: Пьяцца дель
Пополо (16-17 вв.; завершена в 1816-20, арх. Дж. Валадье) с др.-егип. обелиском
в точке схода 3-лучевой системы магистралей и 3 церквами, пл. Св. Петра
(Пьяцца Сан-Пьетро; план см. т. 2, стр. 299; илл. см. т. 3, вклейка к стр.
209; т. 4, стр. 333), Пьяцца Навона (17 в.), Пьяцца ди Спанья. Среди отд.
памятников барочного зодчества - палаццо: Квиринале (с 1574, арх. Ф. Понцио,
К. Мадерна, Л. Бернини и др.), Латерано (1586-90, арх. Д. Фонтана), Боргезе
(1590-1615, арх. М. Лонги Старший, Ф. Понцио), Барберини (илл. см. т. 11,
стр. 35 и табл. III, стр. 48-49), Фальконьери (1639-41, арх. Ф. Борромини),
Монтечиторио (1650-90, арх. Л. Бернини, К. Фонтана), Дориа-Памфили (17-18вв.,
арх. А. дель Гранде и др.; ныне картинная галерея); виллы: Боргезе (ныне
музей; илл. см. т. 5, табл. III, стр.48-49) и др.; церкви: Иль Джезу (1568-84,
арх. Дж. Виньола; фасад - 1575, арх. Дж. делла Порта, илл. см. т. 20, стр.
378), Сан-Луиджи деи Франчези (1518-88; фасад - 1589, арх. Дж. делла Порта),
Сант-Андреа делла Балле (1591-1663, арх. П. Оливьери, К. Мадерна, К. Райнальди),
Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Сант-Ивоалла Сапиенца (илл. см. т. 3, табл.
I, стр. 80), обе - арх. Ф. Борромини; Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58,
арх. Л. Бернини). Пышные дворцы, парки и церкви, неожиданно раскрывающиеся
площади и видовые площадки, пространств, акценты в виде лестниц, обелисков,
фонтанов (Четырёх рек, Треви и др.) и декоративных скульптур вносят в восприятие
барочной архитектуры Р. (во многом определившей и облик совр. города)фабульную
увлекательность. С превращением Р. в столицу Италии его рост стал особенно
интенсивным; застраивались (преим. доходными домами) р-н Прати у Ватикана,
вост. и юго-вост. р-ны. Большинство рим. вилл [за исключением виллы Адриана
(2 в.) и виллы д'Эсте (1550-72, арх. П. Лигорио)-обе в Тиволи] оказались
включёнными в черту города, а многие из их парков стали общественными.
В соответствии с ген. планом 1873 прокладывались новые артерии (Корсо Витторио
Эмануэле, Виз Национале), строились многочисл. здания и ансамбли помпезно-эклектич.
характера (памятник Виктору Эммануилу II, илл. см. т. 11, стр. 37). Обществ,
центр Р. переместился на Пьяцца Колонна.

Рим. Порта Пиа. 1561. Арх. Микеланджело.


В 1930-х гг. была предпринята попытка вернуть
Р. "императорское величие", к-рая сопровождалась расчисткой антич. памятников,
стр-вом комплекса несостоявшейся Всемирной выставки (р-н Эспозиционе универсале
романа, ЭУР), прокладкой новых магистралей (Виа деи Фори Империали, Виа
ди Кончилиационе), для чего сносились ценные ист. кварталы (р-н Борго).
Постройки этих лет решены в стиле неоклассицизма (спортивный комплекс
Форо Италико, 1928-34, арх. М. Пьячентини и др.; комплекс ЭУР, с 1937,
арх. М. Пьячентини, Дж. Пагано и др.; илл. см. также к ст. Пьячентини).
После
2-й мировой войны терр. города быстро разрастается во всех направлениях.
С 1930-х гг. создалась чрезмерная концентрация транспорта на узких улицах
и площадях 16-18 вв. в центре Р., поэтому в 1950-60-х гг. встал вопрос
о прокладке периферийных магистралей в обход ист. р-нов города. Построенная
к Олимпийским играм 1960 Виа Олимпика, связавшая Форо Италико с ЭУР, а
также вост. и юж. отрезки скоростной кольцевой автострады, ряд тоннелей
и пересечений в 2 уровнях лишь частично облегчили эти трудности [с Олимпийскими
играми связаны также реконструкция Форо Италико, возведение Олимпийского
городка, Дворца спорта и т. н. Палаццетто (Малого дворца спорта), илл.
см. т. 7, табл. LII, стр. 545]. Р-ны старой застройки сохраняются по возможности
в первоначальном состоянии (однако без их оздоровления); здесь возводятся
лишь отд. сооружения, нередко органически связанные с ист. окружением (вокзал
Термини, илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49; Дом на пл. Золотых медалей,
илл. см. т. 11, стр. 38; посольство Великобритании, 1970, арх. Б. Спенс).
Новое стр-во развивается гл. обр. на периферии. Р-н ЭУР превратился в 1960-
1970-е гг. в крупнейший деловой центр Р., распространяющегося далее на
Ю.-З. Растущие с 1930-х гг. кварталы домов для рабочих, однообразные, лишённые
достаточного количества обслуживающих учреждений, располагаются преим.
на равнинах (Тусколано. Дон Боско, Номентано) и состоят из 5-6-, 7-8- и
10-12-этажных домов. Подчёркнуто экстравагантные по архитектуре богатые
кварталы возникли на С. и С.-З., на холмах (Париоли, Монте-Марио, Винья-Клара,
илл. см. т. 9, табл. XXIX, стр. 256-257); здесь искусно используются особенности
рельефа, но обществ, зелёные зоны (на терр. бывших вилл) нередко распродаются
под застройку. Жилые р-ны Р. плохо связаны с центром и осн. местами приложения
труда. Решению этой проблемы призвано помочь создание (по ген. плану 1964)
"оси обслуживания", т. е. системы касательных к городу магистралей, соединяющих
с ЭУР 2 новых обществ, центра, намеченных в р-нах Ченточелла и Пьетралата.

В. Ф. Маркузон.


Учебные заведения, научные и культурные
учреждения. Высшие уч. заведения: Римский университет, частный Междунар.
ун-т социальных наук, Высшая школа физического воспитания, Академия изящных
иск-в и художеств, лицей, Нац. академия драматич. иск-ва им. С. Д'Амико
(имеется уч. театр), Нац. академия танца, Консерватория "Санта-Чечилия".
Науч. учреждения: Национальная академия деи Линчей, Академия мед.
наук, Нац. академия Сорока (членов) и др. академии, Нац. совет по науч.
исследованиям, Нац. ин-т ядерной физики, Астрономия, обсерватория, более
100 науч. об-в, центров и ин-тов по различным областям науки и иск-ва.
Крупнейшие библиотеки: Нац. центр, б-ка, б-ка Ун-та, б-ка Анджелика, б-ка
Ка-санатенсе, б-ка Нац. академии деи Линчей, б-ка Валличеллиана и др. Музеи:
Нац. рим. музей (музей Терм), Музей Виллы Джулия, Галерея Боргезе, Музей
этнографии и доисторич. периода Луиджи Пигорини, Нац. галерея антич. иск-ва,
Нац. галерея совр. иск-ва, Музей Барракко, Нац. музей нар. иск-в и традиций,
Музей рим. цивилизации, Нац. музей вост. иск-ва, Музей Рима, Капитолийские
музеи и др., музеи Ватикана. В Р. имеются (1975): Римская опера
("Театро дель опера"), постоянная драматич. труппа "Театро ди Рома", выступающая
в помещении театров: "Арджентина", "Театро чирко", "Абако", "Театрино Э.
Флайано". Существуют также театр, здания: "Балле", "Элизео", "Квирино",
чТеатро делле арти", "Россини", "Гольдони", "Тординона", "Театро делле
музе" и др., в к-рых выступают лучшие итал. драматич. труппы. Работают
"Театр марионеток" и театр для детей "Аль Торкьо". В летнее время оперные
театр, представления устраиваются в Термах Каракаллы, драматич. - в "Амфитеатре
куэрчо дель Тассо", "Театро делле фонтане" и др. Нац. академия "Санта-Чечилия"
(с 2 концертными залами). Большой известностью пользуется киногородок "Чинечитта",
где находятся крупнейшие итальянские кинофирмы, в т. ч. К. Понти.


Лит.: Storia di Roma in XXX volumi,
Bologna, 1938-; Сергеенко М. Е., Жизнь древнего Рима, М.- Л., 1964; Г р
е г о р о в и у с Ф., История города Рима в средние века, пер. с нем.,
т. 1-5, СПБ, 1902-12; Богемский Г. Д., По городам Италии, М., 1955; Персианова
О. М., По городам Италии, Л., 1968; Гаврилин В. М., Рим, М., 1960; Галкина
И., "Вечный город" сегодня, в кн.: Земля и люди. Географический календарь,
М., 1973; Burchard P., Rzym, Warsz., 1972; К r a s i с k i I., Rzymskie
ABC, Warsz., 1966; S t r a s z e w i с z L,, Rzym jako metropolia
swiatowa. "Przegla.d geograficzny", 1969, t. 41, zesz. 4; Touring club
italiano. Guida d'ltalia, t. 16 - Roma e dintorni, 6 ed., Mil., 1962; Б
р y н о в Н. И., Рим. Архитектура эпохи барокко, [М., 1937]; Пил я вс кий
В. И., Рим, Л., 1972; Valentini R., Z u с с h e t t i G., Codice
topografico della citta di Roma, v. 1 - 4, Roma, 1940 - 53; Le chiese di
Roma, v. 1 - 91, Roma, 1946 - 61; Bruhns L., Die Kunst der Stadt Rom, [Bd
1 - 2], W., [1951]; L и g 1 i G., Fontes ad topograp-hiam veteris
urbis, v. 1, Romae, с 1952 (изд. продолжается); Piccinato L., Problem!
urbanistici di Roma, Mil., [1960]; Nash E., Pictorial dictionary of ancient
Rome, v. 1-2, N. Y., 1961-62; I n so 1 e r a I., Roma moderna. Un secolo
di storia urbanisti-ca, [Torino], 2 ed., 1962 (4 ed.. Torino, 1971).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я