РИЖСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ

РИЖСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ торговый, советский
порт на Балтийском м., расположен в приустьевой части р. Даугава, в 12
км
от Рижского зал. Осн. в 1201. Развитию порта способствовало стр-во
сетижел. дорог в России (1861-89), соединивших Ригу с обширными рынками
и источниками сырья. В нач. 20 в. Р. м. п. по объёму торговли был первым
экспортным портом России. В 1875-96 построены таможенная гавань, причалы
в Милгрависе, Андреевская гавань, портовый элеватор и др. После 1-й мировой
войны 1914-18 и в период существования в Латвии бурж. режима (1920-40)
грузооборот сократился.


Во время Великой Отечеств, войны 1941-45
порт подвергся значит, разрушениям. Восстановительные работы были завершены
в первые послевоен. годы. К 1960 закончены реконструкция портовых сооружений
и насыщение перегрузочными совр. механизмами. К 1970 построены новые причалы,
склады, производств, и бытовые объекты, морской пасс, вокзал. Грузооборот
в 1974 превысил 6 млн. т различных грузов, порт посетило более 1500
морских и океанских судов, из них более 600 иностр. судов под флагами 26
гос-в. Перегружаются генеральные грузы (бумага, цемент, хлопок и др.),
навалочные (уголь, хромовая и медная руды и др.), металлы, оборудование
и т. д.


Порт оснащён кранами, способными перемещать
грузы весом до 100 т. Обрабатываются контейнерные суда, суда с горизонтальным
способом погрузки и разгрузки, они круглосуточно обслуживаются лоцманами,
мощными буксирами, автотранспортом и др. В 1974 комплексно-механизированным
способом было перегружено 93% грузов. Р. м. п.- базовый порт Латвийского
пароходства. Имеется судоремонтный завод. В. В. Понятовский. Лит.: С
к о л и с Я. Я., Жихарев Н. А., Хмелев Н. С., Рижский морской порт, Рига,
1974.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я