РИВЕРА

РИВЕРА (Rivera) Диего (8.12.1886,
Гуанахуато,-25.11.1957, Мехико), мексиканский живописец. В 1896-1902 учился
в АХ в Мехико, сблизился с X. Г. Посадой. В 1907-21 жил в Европе:
учился в АХ в Мадриде (1907), работал в Париже (1909-21), испытав влияние
кубизма,
в Италии (1920-21) изучал стенные росписи 14-16 вв. С 1922 чл. Мекс.
компартии. Посетил СССР в 1927-28 (чл.-учредитель объединения "Октябрь",
1928) и в 1955-56. Работал в США в 1930-34 и 1940. С 1922 Р. выступал как
один из основателей мекс. школы монументальной живописи, в к-рой он видел
мощное средство обращения к нар. массам, агитации, пропаганды и просвещения,
утверждения положительных образов нар. жизни, труда, революц. борьбы. Росписи
Р. открыто публицистичны: в них сильно историко-повествовательное начало,
политич. или филос. идеи персонифицируются в легко узнаваемых портретных
или символич. изображениях. Стремясь к наибольшей доступности иск-ва, Р.
выработал свой стиль на основе традиций итал. Возрождения, к к-рым затем
добавился сильнейший интерес к иск-ву Древней Мексики. Пластически мощные
фигуры и группы объединены плоскостной композицией, орнаментальным ритмом
линий и цветовых пятен. Первый цикл Р. создал в технике энкаустики, в строгой
нео-классич. манере (Нац. подготовит, школа в Мехико, 1922-23), а затем
перешёл к традиц. мекс. технике фрески, выполнив в ней росписи Мин-ва просвещения
(1923-29) н Мин-ва здравоохранения (1929-30), Нац. дворца (1929-50-е гг.),
отеля "Прадо" (1947-48) - в Мехико, Нац. с.-х. школы в Чапинго (1926-27),
дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929-30), Ин-та иск-в в Детройте (1932-33)
и др. Выделяются сдержанные, сурово-лаконичные сцены труда и революции
во "Дворе труда" Мин-ва просвещения.

Д. Ривера.

Автопортрет. 1949.


Впоследствии Р. всё более насыщал свои
фрески разнообразной, в т. ч. политич., информацией, прибегал к символически-смысловому
объединению разнородных сцен, мотивов, эмблем, надписей и т. д. В поздней
фасадной живописи синтетическими материалами, часто включающей мозаику
и рельеф (театр "Инсурхентес", 1951-53; Олимпийский стадион, 1952- 1953;
водораспределит. камера р. Лерма, 1951-53), обилие мотивов подчиняется
общему декоративному замыслу.


Лит.: Ж а д о в а Л., Монументальная
живопись Мексики, М., 1965; Основах Л., Диего Ривера, М., 1969; Seeker
H. F., Diego Rivera, [Dresden, 1957].




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я