РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ вид транспорта,
осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным
путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы,
водохранилища,
шлюзованные участки рек). Выделяются магистральные речные
пути, в т. ч. международные, обслуживающие внешнеторг. перевозки нескольких
гос-в (напр., Дунай, Одер, Рейн, Амур, Парагвай, Нигер), межрайонные, обслуживающие
перевозки между крупными р-нами внутри страны (напр., Волга, Янцзы, Миссисипи),
и местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

Речной вокзал в Ульяновске. 1965. Архитекторы
Т. П. Садовский, Б. Ф. Сёмин.



Р. т., несмотря на сезонность его работы
в ряде стран, обладает рядом преимуществ по сравнению с др. видами транспорта.
Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8-10
раз меньше соответствующих затрат на создание жел. дорог. Себестоимость
перевозок на магистральных реках на 35% ниже ж.-д. перевозок и в 3-5 раз
- автомобильных.


Суда Р. т. по своему назначению
подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав
транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и
буксиры (см. Буксирное судно). Пасс, флот представлен судами местного
и транзитного назначения. Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое
раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ.
Сухогрузные суда, на к-рых груз перевозится непосредственно на палубе (баржи-площадки),
предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки, в основном
минерально-строит. материалов. Нефтеналивные су да-танкеры перевозят
жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках
(баках), размещённых на палубе. С 1968 применяются комбинированные суда
- нефтерудовозы, к-рые в одном направлении загружаются нефтеналивными,
в обратном - сыпучими грузами. Технический флот включает дноуглубительные
снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ.
К вспомогательным судам относятся дебаркадеры, брандвахты, плавучие
магазины, ремонтные мастерские, паромы, плавучие краны, установки
по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные
суда. В Р. т. особое место занимают ледоколы, обеспечивающие работу
судов в ледовых условиях. Речные суда бывают самоходные и несамоходные.
По типам двигателей самоходные суда делятся на пароходы, теплоходы и
дизель-электроходы (см. Электроход); по типам движителей - на винтовые,
колёсные, водомётные и на воздушной подушке. Н е-самоходные суда представлены
баржами,
лихтерами,
баркасами и др. Во мн. странах, особенно в Юго-Вост. Азии,
на реках используются джонки и др. мелкие суда, парусные и гребные.


Люди с давних времён используют реки
для
передвижения. За тысячи лет до н. э. в Месопотамии, Др. Египте, Др. Китае
применялись гребные и парусные суда. С развитием средневековых городов
(12- 14 вв.), расположенных на реках Европы, и торговли росли перевозки
грузов водными путями на судах грузоподъёмностью 10-20 т. Стр-во
шлюзованных речных путей (16 в.) значительно улучшило судоходство. Для
дальнейшего развития Р. т. и удешевления речных перевозок большую роль
сыграло применение на судах парового двигателя (нач. 19 в.).


В России речное судоходство имеет многовековую
историю. Древние славяне селились преим. по берегам рек и озёр, к-рые были
удобными естеств. путями сообщения. Уже в 9 в. славяне совершали плавания
на речных судах по Дону, Волге и Каспийскому м. с торг, целями. По Волховско-Днепровскому
пути, связывавшему Балтийское м. с Чёрным м. (великому водному пути
"из
варяг
в греки"),
шли караваны судов. Размеры судов, плававших по рус. рекам,
возрастали, и в 16 в. грузоподъёмность речных судов на Волге достигла 250-300
т.
В период царствования Петра I (кон. 17 - нач. 18 вв.), к-рый поощрял
развитие судостроения, речной флот был качественно улучшен. Взамен судов,
предназначенных для одного рейса, начали строить долговечные суда из пиленных
досок, прочной конструкции, с хорошими судоходными качествами. В 18 - нач.
19 вв. на месте волоков были построены первые искусств, водные системы:
Вышневолоцкая (1708), Тихвинская (1811), Мариинская (1810) и др. В нач.
19 в. в рус. речном судостроении начинают применять металл. По времени
это совпало с использованием на судах механич. двигателя (см.
Судовой
двигатель).
До введения механич. тяги (пароходов) и в начальный период
её применения (1840-80-е гг.) перемещение судов на реках, особенно на Волге,
производилось конной и ручной тягой (см. Бурлаки).
Пароходы начали
строить в Петербурге (1815), а затем в Пожве на Каме (1817). На Волге был
создан ряд пароходных обществ: "Общество по Волге" (1843), "Кавказ и Меркурий"
(1850-59), "Самолёт" (1853), Камско-Волжское пароходное об-во "Польза"
(1854) и др. В 1913 число пароходов на Р. т. России достигло 5467, число
несамоходных речных судов превышало 23 тыс.


С нач. 20 в. паровую машину на речных судах
вытесняет двигатель внутреннего сгорания. Впервые его использовали
сормовские судостроители, установившие дизель на самоходном наливном
судне "Вандал" (1903). В 1913 Россия удерживала мировое первенство по количеству
и качеству речных судов. Для перевозки нефти строились большегрузные металлические
наливные баржи. Протяжённость судоходных внутренних водных путей составляла
64,6 тыс. км. Перевозки грузов Р. т. достигли 49,1 млн. т, в
т. ч. за тягой 35,1 млн. т, а остальные - самосплавом. Число перевезённых
пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном
на реки Европ. части страны. Реки Сибири и Д. Востока в дореволюц. России
для судоходства почти не использовались; по Оби, Иртышу, Енисею, Амуру
плавали лишь единичные cудa. Удельный вес перевозок по рекам вост. бассейнов
составлял ок. 6% всего грузооборота Р. т. Перевозились хлеб, лес, нефть,
сыпучие грузы. Речные пристани не были механизированы, грузовые работы
выполнялись вручную.

Рис. 1. Советский сухогрузный теплоход:
мощность 1470 кет (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.

Рис. 2. Советский сухогрузный теплоход
смешанного плавания ("река - море"): мощность 885 квт (1200 л. с.), грузоподъёмность
2000 т, скорость 21 км/ч.

Рис. 3. Советский нефтеналивной теплоход:
мощность 1470 квт (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.

Рис. 4. Советский пассажирский теплоход:
мощность 885 кет (1200 л. с.), пассажировместимость 339 чел., скорость
25 км/ч.

Рис. 5. Советский пассажирский теплоход
на подводных крыльях "Метеор": мощность 1250 кет (1700 л. с.), пасса-жировместимость
150 чел., скорость 65 км/ч.



Речной транспорт в СССР. Декретом Совнаркома
от 26 янв. (8 февр.) 1918 речной флот был национализирован. Управление
им было возложено на Отдел водных сообщений ВСНХ, преобразованный в Главод
(май 1918), к-рый управлял и мор. флотом. На базе национализированного
флота была создана Волжская военная флотилия, к-рая активно участвовала
в Гражданской войне 1918-20. Разработанный по указанию В. И. Ленина (1920)
план ГОЭЛРО предусматривал приведение в совершенный вид внутр. водных
путей Европ. части РСФСР, широкое использование гидроресурсов страны. В
плане намечалось создание осн. транспортной сети, выбор типа судов, организация
движения, стр-во речных портов. Первым был введён в эксплуатацию Волховский
гидроузел (дек. 1926), значительно улучшивший условия плавания судов на
р. Волхов (см. Волховская ГЭС). Высоконапорной плотиной Днепрогэс
им.
В. И. Ленина был поднят уровень воды на порогах, и Днепр стал судоходным
на всём протяжении. Ввод в действие первого гидроузла на р. Свирь (1933)
обеспечил увеличение глубины в её нижнем течении. В том же году вступил
в строй Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое м. с Балтийским
м.


В середине 30-х гг. развернулись большие
работы по созданию единой глубоководной сети Европ. части СССР. Огромное
значение имело сооружение на Волге каскада гидроузлов и водохранилищ, первый
из них - Иваньковский - вступил в эксплуатацию вместе с Москвы имени
каналом.
За годы довоенных пятилеток (1929-40) самоходный речной флот
увеличился в 2,2, несамоходный - в 2,7 раза; в приречных городах были созданы
порты, 50% погрузочно-разгрузоч-ных работ механизированы, объём речных
перевозок увеличился более чем в 3 раза.


В годы Великой Отечеств, войны 1941-45
Р. т. перевезено для фронта и тыла ок. 200 млн. т грузов. Речники
работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском оз., через к-рое
проходила "Дорога жизни" в осаждённый Ленинград. Война нанесла огромный
ущерб Р. т. Фаш. оккупанты затопили и захватили более 8,3 тыс. речных судов,
разрушили сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов. За годы 4-й пятилетки
(1946-50) Р. т. был восстановлен.


В 1952 завершено стр-во Волго-Донского
судоходного канала
им. В. И. Ленина, к-рый соединил важнейшие экономич.
р-ны Европ. части СССР - Урал, Поволжье, Центр с Донбассом и Югом. В 1955
на Волге вступили в строй 2 крупнейших гидроузла - Горьковский и Куйбышевский,
в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась на
0,9 м (см. Горьковское водохранилище, Куйбышевское водохранилище).
В
1967 перекрыта Волга у Саратова и создано новое водохранилище, воды к-рого
подошли к Куйбышеву.


Ввод в эксплуатацию в 1957 первого гидроузла
на Каме, выше Перми, положил начало улучшению судоходства на реке (см.
Камское
водохранилище).
В 1964 введено в эксплуатацию Боткинское водохранилище.
В
том же году завершено стр-во Волга-Балтийского водного пути им.
В. И. Ленина, обеспечившего надёжную транспортную связь между экономич.
р-нами Центра и Северо-Запада. Сооружение судоходных каналов Беломорско-Балтийского,
Волго-Донского и Волго-Балтийского водного пути соединило моря, омывающие
Европ. часть СССР, внутр. глубоководными речными магистралями.


Р. т. СССР - составная часть единой транспортной
системы страны (см. Единая транспортная сеть СССР). Большое значение
имеет Р. т. для развития пром-сти и с. х-ва вост. р-нов; он обслуживает
пром-сть, особенно освоение нефтегазоносных р-нов Зап. Сибири; доставляет
грузы для Норильского горно-металлургического комбината и экспортные
лесоматериалы в Игарку, грузы для горнорудной пром-сти Якутии и др. В 50-60-е
гг. развернулись гидротехнич. работы на вост. реках. Построены гидроузлы:
Иркутский и Братский на Ангаре, Новосибирский на Оби, Бухтарминский и Усть-Каменогорский
на Иртыше (см. Иркутское водохранилище, Братское водохранилище, Бухтарминское
водохранилище, Усть-Каменогорское водохранилище).
Закончено стр-во
первой очереди крупнейшего в мире Красноярского гидроузла на Енисее (1972)
(см. Красноярское водохранилище). Мощные сибирские реки из путей
сообщения местного значения превратились в транзитные магистрали, связанные
Северным
морским путём
с портами Европ. части СССР. В 1973 удельный вес перевозок
по рекам вост. бассейнов в общем объёме перевозок Р. т. составил 24,5%.


Доля Р. т. в общем грузообороте СССР составляла
в 1973 4,2%. В структуре грузооборота Р. т. преобладают перевозки минерально-строит.
грузов, леса, нефти и каменного угля. В табл. 1 приведены данные, характеризующие
объём речных перевозок в СССР, в табл. 2 - качеств, показатели работы Р.
т.

Табл. 1. -Перевозки грузов на речном
транспорте СССР




















































1940


1965


1970


1974


Протяжённость
внутренних водных судоходных путей сообщения, эксплуатировавшихся всеми
организациями, тыс. км


107,3


142,7


144,5


146,1


Перевезено грузов,
млн. m


73,1


269


357,8


452,0


Грузооборот,
млрд. т • км


36,1


133,9


174,0


212,3



Табл. 2. - Использование речного флота
СССР




























































































































1940


1965


1970


1974


Производительность
на 1 л. с.* мощности буксирного флота за сутки эксплуатации на перевозках,
т-
км:










нефтегрузов


686


585


571


557


леса в плотах


977


997


1025


967


сухогрузов


203


323


312


320


Производительность
на 1 т грузоподьёмности за сутки экс-










плуатации, т
-км:
сухогрузного самоходного флота


37,7


108


110,7


121


сухогрузного
несамоходного флота


13,5


41,3


46,4


52,7


нефтеналивного
самоходного флота




132


144,0


145


нефтеналивного
несамоходного


флота






36,6






71,2






71,7






81,4



* 1 л. с. = 0,736 квт.


Количеств, и качеств, состав флота в послевоенный
период резко изменился: увеличились ср. мощность, грузоподъёмность, пассажировместимость
и скорость движения судов (см. Судостроение). Мощность судов с дизельными
установками составила в 1973 94% всего транспортного флота. На реках появились
теплоходы грузоподъёмностью до 5 тыс. т и скоростью св. 20 км/ч.
Грузовой
самоходный флот пополнился теплоходами, конструкция к-рых позволяет эксплуатировать
их не только на реках, но и на всех морях, омывающих Европу, а также сев.
и вост. берега СССР.


Для работы на магистральных реках построены
буксиры-толкачи мощностью до 2950 кет (4000 л. с.). Дальнейшим
развитием несамоходного флота стало строительство грузовых составов из
секций грузоподъёмностью 3000 т и выше, а также несамоходных сухогрузных
и нефтеналивных барж грузоподъёмностью до 9000 т. С нач. 70-х гг.
на Р. т. СССР применяются высокоэффективные перевозки грузов в контейнерах.
Созданы
совершенно новые по принципу движения быстроходные суда на подводных крыльях.
Теплоходы типа "Ракета" и "Метеор", имеющие скорость 60-65 км/ч, составляют
основу скоростного пасс, флота. Большое пополнение получил пасс, речной
флот: трёхпалубные комфортабельные пасс, теплоходы и дизель-электроходы
мощностью 885 квт (1200 л. с.), приспособленные для плавания
по водохранилищам, двухпалубные теплоходы мощностью 590 квт
(800
л.
с.),
небольшие речные суда типа речных трамваев и др. С появлением
судов смешанного плавания "река-море" и созданием глубоководных межбассейновых
соединений расширена сфера использования Р. т. для прямых речно-морских
перевозок.


За годы социалистич. строительства созданы
и реконструированы крупные речные порты, оборудованные совр. погрузочными
механизмами. Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ
составил в 1973 97,9%.


30 мая 1956 пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР
было упразднено общесоюзное Мин-во речного флота и создано Мин-во речного
флота РСФСР; в др. союзных республиках, там, где это необходимо,- соответствующие
управления при Сов. Мин. союзных республик.


Успешно развивается Р. т. и в др. социалистических
странах. Доля Р. т. в общем грузообороте внутр. транспорта стран - членов
СЭВ относительно стабильна (табл. 3).

Табл. 3. - Протяжённость водных путей
и удельный вес речного транспорта в перевозках стран-членов СЭВ












































































Страны


Протяжённость
внутренних водных путей (1973), км


Доля Р. т. в
грузообороте всех видов транспорта, %


1970


1973


НРБ


470


3,1


3,7


ВНР


1688


6,1


5,0


ГДР


2546


1,7


1,6


ПНР


3853


1,0


0,9


СРР


1691


1,5


1,7


ЧССР


458


3,0


2,9





Ведущая роль в системе Р. т. стран - членов
СЭВ принадлежит судоходству по р. Дунай. Наиболее развитую сеть внутр.
водных путей имеют Польша, ГДР, Венгрия и Румыния.


В состав водных путей Польши входит р.
Одра, к-рая в верх, течении шлюзована; вместе с Гливицким каналом она соединяет
Силезский угольный бассейн с морским портом Щецин. басс. р. Одры при помощи
систем связан с Вислой, а приток Вислы Буг соединён каналом с басс. Днепра
(СССР) (см. Днепров-ско-Бугский канал). Гл. речные пути в ГДР -
Ниж. Одер и Ср. Эльба, к-рые соединены двумя системами каналов. Одна из
систем - Эльба - Шпре - Одер связывает ГДР с Польшей. В Венгрии для судоходства
используются pp. Дунай, Тиса, Кёрёш и оз. Балатон. В Чехословакии судоходство
осуществляется по pp. Дунай и Лаба. В Румынии судоходство в основном сосредоточено
на р. Дунай, где реализуется более 90% общего объёма речных перевозок страны.
В Болгарии речные перевозки осуществляются по р. Дунай.


В 1972 в НРБ перевезено 4,0 млн. m грузов,
грузооборот ок. 2 млрд. т-км, в ВНР - соответственно 2,8 млн. т
и
1,4 млрд. т-км, в ГДР - 12,5 млн. т и 2,0 млрд. т-км,
в
ПНР - 10,8 млн. m и 2,5 млрд. т-км, в СРР - 5,3 млн. т
и
1,6 млрд. т-км, в ЧССР - 4,8 млн. т и 2,6 млрд. т-км.


В послевоенные годы речной флот стран -
членов СЭВ значительно пополнился новыми совр. судами, построенными на
отечеств, предприятиях и на су достроит, з-дах др. социалистич. стран.


В капиталистических странах состояние Р.
т. характеризуется след, данными (табл. 4).

Табл. 4. - Состав речного флота развитых
капиталистических стран




































































































Страны


Годы


Протяжённость
водных путей, км


Буксиры и толкачи


Несамоходные
суда


Самоходный грузовой
флот


число судов


мощность, тыс.
л. с.


число судов


грузоподъёмность,
тыс. т


число судов


грузоподъёмность,
тыс . т


мощность, тыс.
л. с.




1971


41 100


4092


3847


19 480


22 160


• -




США




ФРГ


1972


5900


401


207,7


1120


1106,9


4394


3447,8 1970,0


Франция


1972


8600


222


135,4


1560


884,0


5436


2109,5 808,9





Р. т. США перевезено в 1972541,7 млн. т
грузов,
грузооборот 335,2 млрд. т-км. Осн. виды перевозимых грузов: нефть
и нефтепродукты - 38% , уголь - 20%, минерально-строительные грузы - 15%.
Доля Р. т. в общем грузообороте составляет ок. 16,4%, в т. ч. Великие
озёра-
5,3%. Значит, часть перевозок приходится на р. Огайо, на нижнее
течение р. Миссисипи. Наблюдается тенденция увеличения ср. мощности толкачей
и ср. грузоподъёмности барж и дальности перевозок грузов. Мощность толкачей
достигает 7300 кет (10060 л. с.). Они оснащены электрорадионавигац.
оборудованием, средствами механизации судовых работ и автоматикой управления
механизмами. В США применяют в основном несамоходные суда, соединяемые
в крупные толкаемые составы по 20-40 барж общей грузоподъёмностью 20-50
тыс. т.


В ФРГ Р. т. перевезено в 1973 244 млн.
т
грузов,
грузооборот 47,5 млрд. т-км. Осн. виды грузов: минерально-строительные
- 37,5%, нефть и нефтепродукты - 18,3, руды и металлолом - 14,6%. В общем
грузообороте доля Р. т. 25,6%. Значит, часть перевозок осуществляется по
р. Рейн с притоком Майн, а также по каналам, протяжённость к-рых 1800 км.
В
нач. 70-х гг. вводятся в эксплуатацию крупные грузовые теплоходы грузоподъёмностью
1500 m и больше. Широко распространено судовождение толканием, строятся
толкачи мощностью 4400 кет (6000л. с.), оснащённые средствами
механизации и автоматикой управления.


Во Франции Р. т. перевезено в 1973 110
млн. т грузов, грузооборот - 15 млрд. т-км. Осн. перевозимые
грузы: минерально-строительные - 51,1%, нефть и нефтепродукты - 19,6, с.-х.
сырьё - 9,9%. Значит, объём перевозок приходится на Рейн - 22,1%, а также
на pp. Сена и Марна. В общем грузообороте доля Р. т. составила 6,9% . В
70-е гг. развивается судовождение толканием, увеличивается ср. мощность
толкачей и грузоподъёмность грузовых теплоходов. В развивающихся странах
общая протяжённость внутр. водных путей в нач. 70-х гг. 20 в. составляла
св. 164 тыс. км,
в т. ч. в странах Лат. Америки - 82 тыс. км
(ок.
2/сети приходится на систему р. Амазонка); в странах Африки - 34 тыс. км
[ок.
1/3 падает на систему р. Конго (Заир), 2-е место занимает система р. Нигер,
3-е место - р. Нил]; в странах Азии - 48 тыс. км (ок. 1/5 - на реки
Индостанского п-ова и Бирмы). Водные пути отличаются


низким технич. уровнем и слабым транспортным
использованием. Речной флот большинства развивающихся стран представлен
устаревшими небольшими судоходными, чаще парусными, судами.


Лит.: Ленин В. И., Речь на III Всероссийском
съезде рабочих водного транспорта. 15 марта 1920 г., Поли. собр. соч.,
5 изд., т. 40; его ж е, К населению, там же, т. 35, с. 67; Житков С. М.,
Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России
за столетний период 1798 - 1898, СПБ, 1900. Транспорт СССР, М., 1967; Речной
транспорт за 50 лет Советской власти, [М., 1967]; Транспортная система
мира, М., 1971; Экономика и эксплуатация зарубежного речного транспорта,
М., 1973.

В. Н. Масляков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я