РЕФОРМАЦИЯ

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio -
преобразование, исправление), в 16 в. широкое, сложное по социальному содержанию
и составу участников обществ.-политич. и идеологии, движение, принявшее
религ. форму борьбы против католич. учения и церкви и имевшее в своей основе
антифеод, характер; охватило большинство стран Зап. и Центр. Европы. В
узком, буквальном смысле Р.- проведение религ. преобразований в духе протестантизма.


Самые общие, глубинные причины, вызвавшие
Р., связаны с разложением феод, способа произ-ва, зарождением новых, капиталистич.
отношений и новых классов, обострением социально-политич. противоречий.
Р. являлась первым ударом по феодализму. В силу религ. характера ср.-век.
идеологии он оказался направленным против церкви, являвшейся неотъемлемой
составной частью феод, системы и дававшей религ. санкцию феод, строю. "Для
того, чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения,
нужно было сорвать с них ореол святости" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Уже гуманистич. движение эпохи Возрождения
с
его критикой ср.-век. миросозерцания и утверждением принципов бурж.
индивидуализма во многом идейно подготовило Р. Не менее важным источником
идей Р. были ср.-век. ереси. В еретич. учениях, особенно в тех из
них, к-рые развивались в условиях острых социальных столкновений 14-15
вв. (выступления Дж. Уиклифа и лоллардов в Англии, Яна Гуса, а затем чашников
и таборитов в Чехии), были сформулированы положения, предвосхитившие мн.
идеи Р. 56 в.


Идеологи Р. сформулировали учение о том,
что человек для спасения своей (греховной ) души не нуждается в посредничестве
церкви (в её католич. понимании),- спасение достигается не внеш. проявлением
религиозности (не "добрыми делами"), а лишь внутр. верой каждого в искупительную
жертву Христа ("оправдание верой"). Этим отрицалась необходимость католич.
церкви со всей её иерархией во главе с папой, духовенства как особого слоя,
к-рое, по учению католич. церкви, одно может передать человеку "божеств,
благодать" и обеспечить спасение его души; отрицались учение католицизма
о
"сокровищнице добрых дел", связанные с ним индульгенции и т. д.
Реформаторы провозгласили единств, источником религ. истины Священное
писание,
отрицая в качестве такового Священное предание. Из
отрицания феодализированной католич. церкви следовало отрицание церкви
как крупного феод, собственника (проведение Р. повсеместно сопровождалось
секуляризацией
церк.
имуществ, прежде всего огромной зем. собственности католич. церкви), монастырей
и монашества, церк. десятины и др. поборов; отрицание пышного католич.
культа и др. В реформац. движении приняли участие разные классы и социальные
группировки, вкладывавшие в критику католич. церкви различное содержание.
Бюргерско-бурж. направление Р. было наиболее отчётливо выражено в учениях
М. Лютера, У. Цвингли и особенно Ж. Кальвина.
Требование
упразднения сложной церк. иерархии, пышного католич. культа, почитания
икон, святых, ликвидации большого числа религ. праздников было у них по
существу требованием создания "дешевой" церкви, более соответствовавшей
интересам бурж. бережливости. В бюргерско-бурж. направлении существовало
умеренно бюргерское крыло (Лютер), шедшее на компромисс
с феодализмом
и оставшееся в основном на почве теологии, и радикально-бурж. крыло. Наиболее
последовательным выражением последнего был кальвинизм,
к-рый дал
буржуазии идеологич. оружие и организац. формы (республиканизм) в революц.
борьбе с феодализмом, содержал религ. оправдание бурж. морали (учения об
абс. предопределении, "мирском призвании" и "мирском аскетизме"). Нар.
направление Р. выражало интересы крестьянства и гор. плебейства. Для нар.
масс начало борьбы против католич. церкви послужило сигналом к выступлению
против самих устоев феод, строя. Наиболее радикальные из идеологов нар.
Р., обращаясь к Библии и требуя восстановления раннехрист. равенства членов
религ. общин, отрицая церк. иерархию, церк. землевладение, делали выводы
о необходимости упразднения всех духовных и светских властей, установления
социального равенства и общности имущества. Р. понималась ими в духе грядущего
социального и политич. переворота в интересах трудового народа, установления
восставшим народом "царства божия на земле" как строя социальной справедливости.
Идеи нар. Р. играли большую роль в повсеместно развернувшейся антифеод,
борьбе нар. масс. К течениям нар. Р. принадлежали анабаптисты, левое
крыло т. н. польских братьев и др.; крупнейшим идеологом и деятелем народной
Р. был Т. Мюнцер. В ряде стран реформац. движение было использовано
феод, классом (т. н. королевско-княжеская Р., или Р. "в е р-х о в") для
укрепления экономич. и политич. влияния королев, власти (скандинавские
страны, Англия) или отд. князей (Германия). Проведение Р. "сверху" сопровождалось
секуляризацией церк. земель в пользу светской власти; ей всецело были подчинены
здесь вновь созданные, отколовшиеся от католицизма церкви. Наконец, в нек-рых
странах (напр., во Франции) Р. была использована частью феод, знати в целях
борьбы с королев, абсолютизмом.


Центром и исходным пунктом реформац. движения
явилась Германия, к-рая благодаря особенностям своего социально-экономич.
и политич. развития стала в 1-й четв. 16 в. ареной первого акта бурж. революции
в Европе (см. в ст. Германия). Здесь одной из гл. задач антифеод,
революции было преодоление феод, раздробленности, установление гос. единства,
и в этих условиях выступление против церкви, к-рая беспрепятственно эксплуатировала
в пользу папства раздробленную страну и сделалась объектом всеобщей ненависти,
приобретало особое значение. Выступление 31 окт. 1517 Лютера в саксонском
г. Виттенберге с 95 тезисами против торговли папскими индульгенциями послужило
сигналом к началу широкого обществ, движения. Первоначально оно объединяло
различные слои оппозиции: бюргерство, крест.-плебейские массы, рыцарство;
к Р. присоединилась также часть князей. Однако уже с 1520-21 началось размежевание
различных примкнувших к Р. классов и групп. Нар. Р. вылилась в Крестьянскую
войну 1524-26,
явившуюся кульминац. пунктом движения. В этих условиях
умеренно консервативные круги нем. бюргерства, идеологом к-рых был Лютер,
пошли на компромисс с феод.-княж. лагерем. Радикальное бюргерское направление
Р. (Карлштадт, Буцер) не смогло занять в Германии ведущего места. Нар.
движение (Крест, война, затем Мюнстерская коммуна 1534-35)было подавлено.
Это позволило герм, князьям использовать Р. в своих целях. Князья Саксонии,
Мекленбурга, Померании, Бранденбурга, Гессена, Пфальца, Брауншвейга и др.,
проведя в своих землях Р., присвоили себе все церк. богатства. Последовала
длит, борьба между протестантскими и католич. князьями (последние объединились
вокруг императора). Она завершилась Аугсбургским религиозным миром 1555,
но
с новой силой разгорелась во время Тридцатилетней войны 1618-48.


В Дании начало распространения реформац.
идей относится к правлению Кристиана II (1513-23) и Фредерика I (1523-33).
Крупнейшим деятелем дат. Р. был X. Таусен. В 30-х гг. под знаменем
Р. развернулось нар. движение, к-рое переплелось с борьбой внутри господствующего
класса (см. Графская распря 1534-36). Кристиан III, подавив движение,
провёл королевскую лютеранскую Р. (1536), использовав её в своих политич.
целях. Насильств. проведение лютеранской Р. в Норвегии (1536) и Исландии
(с 1540), подвластных Дании, было использовано для усиления там дат. господства.
Введение королев. Р. в Швеции, освободившейся при Густаве I Ваза от дат.
господства, было средством упрочения самостоят, королев, власти и династии
Ваза в стране (крупнейшие деятели швед. Р.- братья О. Петри и Л.
Петри,
её
юридич. оформление и законодат. закрепление произошло на Вестеросских риксдагах
1527 и 1544, на общешвед. церк. соборе 1529 в Эребру). Р. была проведена
и в Финляндии, подчинённой Швеции (крупнейший деятель фин. Р.- М. Агрикола).


Центрами Р. в Швейцарии стали экономически
развитые кантоны и города (Цюрих, Берн, Базель, Женева). Отсталые лесные
кантоны (Швиц, Ури, Цуг и др.) и дворянство остались в лагере феод.-католич.
реакции. Они сопротивлялись распространению Р. и стремлению гор. кантонов
к гос. централизации. Р. в Цюрихе (где проходила деятельность Цвингли),
Берне, Базеле и др. городах была проведена в 20-х гг. 16 в. и первоначально
приняла форму цвинглианства.


Одновременно развернулось и крест.-плебейское
движение, к-рым руководили анабаптисты. Однако бюргерство не поддержало
этого движения, подавленного вскоре после поражения Крест, войны в Германии.
В Женеве после прихода к власти в городе прогрессивных бюргерских элементов
(преим. из числа "новых горожан" - переселенцев из Франции и др. стран)
в 40-х гг. 16 в. оформилось новое течение Р.- кальвинизм. Вскоре он вышел
на всеевроп. арену, дав нарождавшейся буржуазии идеологию, к-рая обосновывала
её притязания на политич. господство.


Первыми проповедниками Р. во Франции были
Ж. Лефевр д'Этаплъ и Г. Брисонне (епископ в Мо). В 20-30-х гг. 16
в. среди богатых горожан и плебейских масс распространялись лютеранство
и анабаптизм. Новый подъём реформац. движения, но уже в форме кальвинизма,
относится к 40-50-м гг. Кальвинизм явился во Франции идеологич. знаменем
как социального протеста плебейства и нарождавшейся буржуазии против феод,
эксплуатации, так и оппозиции реакц.-сепаратистской феод, аристократии
крепнувшему королев, абсолютизму; последний же для укрепления своей власти
использовал во Франции не Р., а католицизм, утверждая в то же время независимость
франц. католич. церкви от папского престола (королев, галликанство).
Оппозиция
различных слоев абсолютизму вылилась в т. н. Религиозные войны, закончившиеся
победой королев, абсолютизма и католицизма.


В габсбургских землях (Австрии, Чехии,
части Венг. королевства) реформац. движение стало знаменем не только антифеод,
борьбы масс, но и освободит, борьбы против нац. угнетения, а также (для
части дворянства) формой выражения оппозиции централизаторским устремлениям
Габсбургов.


В Польше Р. была использована преим. феодалами
(как магнатами, так и шляхтой), захватившими в результате её проведения
церк. земли.


Р. (в её радикальных формах) представляла
серьёзную угрозу феод, строю. Развернувшееся с сер. 16 в. реакц. движение
против Р., возглавлявшееся папством,- контрреформация - привело
к подавлению Р. в габсбургских землях, части Германии, Польше, были пресечены
и слабые попытки реформац. движения в Италии и Испании.


Иными были судьбы Р. в Нидерландах и Англии
- экономически передовых странах Европы 16 в. В Нидерландах кальвинизм
стал идеологич. знаменем Нидерландской буржуазной революции 16 века.
Он
получил распространение не только среди буржуазии (и части антииспански
настроенного дворянства), но и среди крест.-плебейских масс. Кальвинистские
консистории стали центрами, сочетавшими проповедь реформац. идей с организац.-политич.
руководством массами. В сев. провинциях Нидерландов, где победила революция,
была проведена Р.: имущество католич. церкви постепенно конфисковано, католич.
вероисповедание заменено кальвинизмом, ставшим здесь офиц. религией (1573-74).


Р. в Англии имела свои отличит, черты.
В 16 в. Англия была страной крепнувшего абсолютизма, вступившего в острый
конфликт с папством. Итогом этого конфликта был акт 1534 о супрематии (верховенстве),
в силу к-poro король стал главой англ, церкви. Англиканская церковь
стала
гос. церковью, опорой абсолютизма, а англиканское вероисповедание принудительным.
Но Р. в Англии, проведённая "сверху", оказалась половинчатой, незавершённой
(сохранение епископата и епископских земель, сохранение в культе и вероучении
многочисл. элементов католицизма, в частности пышной обрядности, и т. д.).
Поэтому обострение социальной борьбы, вызванное сдвигами в экономике страны,
и нараставшая оппозиция абсолютизму сопровождались требованием углубления
Р. Со 2-й пол. 16 в. в Англии всё больше распространяется кальвинизм, последователи
к-рого назывались здесь пуританами. В ходе Английской буржуазной
революции 17 века,
к-рая, подобно Нидерландской, совершалась под знаменем
кальвинизма, пуританская оппозиция распалась на ряд самостоят, партий (см.
Пресвитериане,
Индепепденты, Левеллеры).
С кон. 17 в. кальвинизм в Англии перестал
быть политич. течением и его роль ограничивается религ.-идеологич. сферой;
гос. церковью осталась англиканская.


Реформац. движение в целом было важным
этапом в борьбе с феодализмом. В ряде стран Р. стала формой, в к-рую облекались
бурж. революции мануфактурного периода. В результате Р. католич. церковь
утратила монопольное положение в Зап. Европе; в странах, где победила (в
религ. отношении) Р.,- на части терр. Германии, Швейцарии, в скандинавских
странах, Англии и Шотландии, Нидерландах, части Венг. королевства - возникли
новые - протестантские - церкви (см. Протестантизм). Секуляризация
церк. земель подорвала здесь экономич. могущество католич. церкви. В этих
странах Р. удешевила и упростила церк. организацию, придала также божеств,
санкцию нормам бурж. практики и морали. В странах, где победила Р., церковь
оказалась в большей зависимости от roc-ва, пользовалась меньшей властью,
чем в странах господства католицизма, что облегчало развитие науки и светской
культуры. Духовная диктатура церкви была сломлена. Р. оказалась последним
крупным антифеод, движением, проходившим под религ. оболочкой. Новый этап
борьбы с феодализмом проходил уже под знаменем прогрессивных форм светской
идеологии (Просвещение и др.).


Лит. Маркс К., К критике гегелевской
философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с.
422 - 423; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; е г
о ж е, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же,
т. 21; его ж е, К "Крестьянской войне", там же, т. 21; его же, Заметки
о Германии, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, М., 1948, с. 343-46;
С м и-р и н М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская
война, 2 изд., М., 1955; его же, Лютер и общественное движение в Германии
в эпоху реформации, в сб.: Вопросы научного атеизма, в. 5, М., 1968; Чистозвонов
А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой
половине XVI в., М., 1964; Штерн Л., Идеологическая и политическая роль
Реформации в прошлом и настоящем, в кн.: Ежегодник германской истории 1968,
М., 1969; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Weber М.,
Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Tubingen, 1934;
450 Jahre Reformation, hrsg. von L. Stern trad M. Steinmetz, В., 1967;
Die Reformation im zeitgenossischen Dialog. 12 Texte aus den


Jahren 1520 bis 1525, В., 1968; Weltwirkung
der Reformation. Internationales Symposium anlasslich der 450-Jahr-Feier
der Reformation in Wittenberg..., hrsg. von M. Steimetz und J. Brendler,
Bd 1 - 2, В., 1969; Illustrierte Geschichte der deutschen fruhburgerlichen
Revolution, hrsg. von A. Laube, M. Steinmetz, G. Vogler, В., 1974; Imbart
de la Tour P., Les origines de la Reforme, v. 1-4, P., 1905 - 35; Bibliographic
de la Reforme 1450 - 1648, v. 1 - 7, Leiden, 1958 - 1970. А. Н. Чистозвонов,
Н. Н. Самохина.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я