РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ в архитектуре и искусстве,
укрепление и восстановление разрушенных, повреждённых или искажённых памятников
истории и культуры (архитектурных сооружений, произв. изобразительного
и декоративно-прикладного искусства, археологич. находок и пр.) с целью
сохранить их исто-рич. и художеств, значение (как частный случай - с целью
вернуть первоначальный облик). Р. является составной частью охраны памятников
истории и культуры
и имеет важное значение для общей истории и истории
иск-ва. Проводимые при Р. исследования нередко коренным образом меняют
сложившиеся концепции историч. развития (напр., в 1890-е гг. при реставрац.
работах И. Е. Забелина в Успенском соборе 12 в. во Владимире были достаточно
точно установлены существенные черты стилистики др.-рус. построек домонгольского
периода; иногда аналогичную роль играет Р. произв. изобразит, иск-ва).
Попытки Р. памятников архитектуры известны уже в античный период, однако
до рубежа 18 и 19 вв. они обычно сводились к простому ремонту; под Р. произв.
изобразит, иск-ва и памятников материальной культуры вплоть до кон. 19
- нач. 20 вв. подразумевали подновление объекта?., на к-рое большое влияние
оказывал уровень знаний в области истории иск-в и материальной культуры.
На рубеже 18 и 19 вв. задачей Р. стали считать "восстановление первоначального
облика" или "великолепия" повреждённых или искажённых позднейшими перестройками
и переделками памятников. Однако цель была поставлена ошибочно, т. к. невозможно
полностью вернуть первоначальный облик художеств, произведений, искажённых
в течение веков. Отсутствовала и научно разработанная методика Р. (произв.
архитектуры, изобразительного искусства и материальной культуры произвольно
дополнялись и изменялись в соответствии с изменившимися вкусами, практич.
потребностями и т. п.). Это приводило к искажениям и даже утратам выдающихся
памятников культуры. Нек-рые ограничения и предписания для производства
реставрац. работ (в т. ч. обязательность предшествующего Р. глубокого изучения
как самого здания, так и архитектуры периода его постройки, недопустимость
компилятивных заимствований даже со зданий одного хронологического периода)
были предложены Э. Э. Виолле-ле-Дюком. Архит. одарённость позволила
ему в нек-рых Р. (преим. в ранний период деятельности, напр, в соборе Нотр-Дам
в Париже в 1840-е - 1850-е гг.) добиться удовлетворит, результатов. Существенные
ошибки допускались при реставрац. работах в России и в сер. 19 в. Так,
пресловутым стремлением к "единству стиля" была обусловлена Р., напр.,
Дмитриевского собора во Владимире (были разобраны не только колокольня
нач. 19 в., но и приделы 16 в. и даже первоначальные угловые башни 12 в.,
ошибочно принятые за позднейшие пристройки). Отдельные ценные науч. Р.
проводились уже в первые десятилетия 19 в. Лишь с кон. 19 в. накопление
систематич. знаний в области истории иск-в и материальной культуры, а также
инженерно-технич. знаний сделало возможной подлинно научную Р. На развитие
теории и практики Р. большое влияние оказали проведённые греч. арх. Н.
Баланосом в 1898-1917 работы по реставрации Парфенона, Эрехтейона, Пропилеи
в Афинском акрополе. В России на производство реставрац. работ начала оказывать
благотворное влияние Археол. комиссия Рус. археол. об-вэ; П. П. Покрышкин
при Р. церкви Спаса на Берестове в Киеве(1903-04) выявил подлинные части
здания 11-12 вв., раскрыв их от наслоений, но при этом сохранил колокольню
(19 в.), апсиды и главы 17 в. Большую известность получила Р. в 1908-12
церкви Василия (12 в.) в Овруче по проекту А. В. Щусева. На рубеже
19 и 20 вв. складывается науч. теория Р., наиболее разработанная в отношении
памятников архитектуры (труды и высказывания К. Бойто и Г. Джованнони в
Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, Л. Клоке, а позднее П. Леона во Франции, М.
Дворжака и А. Ригля в Австро-Венгрии, К. Гурлитта, Г. Хагера в Германии
и др.).


Основу теории совр. Р. составляет понятие
о реставрац. методе и дифференциации различных реставрац. методов, из к-рых
для совр. практики имеют значение три: консервация, т. е. работы,
не меняющие облик памятника, сохранившийся к моменту начала этих работ;
аналитический (археологический) метод, сложившийся в гл. чертах в ходе
работ на Афинском акрополе и получивший яркое выражение в Италии в Хартии
реставраторов (утверждена в 1932 и является осн. методич. руководством
для Р. в стране), а в СССР сформулированный И. Э. Грабарём и применявшийся
в практич. работах под его руководством; синтетический метод, применяемый
как исключение и предусматривающий во всех случаях целостную Р. памятника.
Важнейшие принципы аналитич. метода, утверждённые 2-м Междунар. конгрессом
архитекторов и технич. специалистов по историч. памятникам в Венеции (1964),
сводятся к следующему: памятник - это науч. документ, историч. источник;
осн. целью Р. является "прочтение" этого документа и тщательное укрепление
подлинных древних частей памятника; для достижения цели Р. проводится по
возможности наименьший объём работ, все вновь добавленные элементы должны
быть выделены; все пристройки выполняются в совр. стиле. Совр. приёмы Р.
допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений
строит, техники и различных физико-химич. методов.

Портик кариатид храма Эрехтейона (421
- 406 гг. до н- э.) на акрополе в Афинах. Реставрация Н. Баланоса. 1902
- 1909. Светлым материалом выделены добавленные части.



Для Р. могут применяться различные
материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из к-рых был
сооружён памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается.
Разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, т. к. совр.
техника Р. позволяет укреплять повреждённую кладку без её нарушения. Реставрац.
работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника:
натурное (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания. На
натуре изучаются причины обветшания, повреждений, нарушения статич. равновесия
памятника; для исследования состояния конструкций используются технич.
средства. Выясняются возможные способы устранения повреждений и деформаций
памятника и исследуются специфич. особенности осн. строит, материалов и
растворов. Если состояние памятника угрожающее, то уже в процессе предварит,
обследования принимаются меры по аварийному ремонту. Изучаются элементы
и детали, относящиеся к первонач. облику здания, его стилевая характеристика,
имеющиеся позднейшие наслоения, пристройки и переделки с их строит, и стилистич.
особенностями. Историч. и художеств, ценность этих наслоений, пристроек
и переделок устанавливает спец. комиссия. Затем (или одновременно) проводится
полный археологич. обмер памятника и его фотофиксация. В ходе историко-архив-ного
исследования изучаются все, даже косвенные, письменные источники, фотографии,
картины, рисунки, на к-рых воспроизведён памятник, а также др. его изображения
(напр., на медалях, печатях). Для ценных в историч. или в художеств, отношении
памятников, а также для объектов, имеющих значение памятников истории материальной
культуры, обычно применяют метод консервации или аналитич. с ограниченным
раскрытием и сохранением наслоений, имеющих историч. или художеств, ценность.

Замок Кэрби Мэкслоо (15 в.) в Англии
после реставрации. 1950-е гг. Выявлены и реставрированы подлинные сохранившиеся
части.



Для Р. разрушенных сравнительно недавно
памятников, имеющих выдающееся нац. значение, иногда применяется синтетич.
метод. Часто одновременно с Р. составляется проект приспособления памятника
к его новому использованию (напр., бывшего жилого дома для размещения музейной
экспозиции). При применении аналитич. метода Р. различные аналогии на др.
зданиях (отд. элементы здания, декоративные детали, конструкции, приёмы
каменной кладки и т. п.) используются лишь для общих выводов и анализа
памятника, при синтетич.- могут играть существ, роль для восстановления
в натуре частей и отд. деталей памятника. Необходимые раскрытия ведутся
послойно и с большой осторожностью, т. к. в наслоениях могут быть ценные
фрагменты или их следы. Раскрытия проводятся только после предварит, зондажей
или шурфов, когда известно, что под наслоениями есть ценные и хорошо сохранившиеся
элементы. Замена и восстановление разрушенных элементов производятся только
на основе бесспорных данных об их первонач. или прежнем облике. В количеств,
соотношении подлинных и восстановленных частей и элементов обязательно
должны преобладать первые. Весь процесс Р. подробно фиксируется в дневниках
и фотографиях. Р. произв. изобразит, иск-ва и материальной культуры чаще
преследует цель их восстановления в состоянии и виде наиболее близком к
первоначальному. Как и Р. памятников архитектуры, она объединяет в себе
понятия и процессы консервации и собственно Р. Научно обоснованная совр.
Р. развивается на основе изучения материалов и технологии создания объекта
Р., причин и видов его разрушений и привнесённых искажений, глубокого изучения
истории иск-ва и материальной культуры. Р. предшествует предварит, всестороннее
изучение объекта Р. с привлечением химич., оптич. и физич. исследований
материалов и технологии создания объекта (спектральный, хроматографич.,
микрокристаллич. и др. анализы, обзорное рентгенографирование, микро- и
макрофотография, обследование в инфракрасных лучах и др.). В процессе Р.
восстанавливаются утраченная механич. прочность объекта Р. путём введения
в его структуру родственных материалов (напр., пропитка известковой водой
слоя штукатурки под стенной живописью, животным клеем грунта икон и картин
масляной живописи, красочного слоя клеевой живописи) или высокопрочных
синтетич., не оказывающих вредного воздействия на памятник. Исправляются
деформированные части основы, грунта и красочного слоя живописи, раскраски
и позолоты произв. скульптуры и резьбы, удаляются (целиком или отд. участками)
или восстанавливаются химически и структурно изменившиеся элементы объекта
(удаление потемневшего лака или олифы с живописи, рыхлой патины со скульптуры
и различных изделий из сплавов меди и др. металлов, отбеливание бумаги,
восстановление цвета свинцовых белил и др.). Проводится частичное или полное
удаление позднейших дополнений к скульптуре, предметам декоративно-прикладного
иск-ва, к станковой и монумент, живописи. Дополнения в живописи, если они
не мешают восприятию сохранившихся авторских частей, сохраняют как художественно-историч.
документ. Если поздние слои живописи имеют художеств, или историч. ценность,
то их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Выполнение
утраченных частей предметов материальной культуры, а также произв. живописи
и скульптуры допускается, когда нужно придать большую прочность сохранившимся
подлинным частям (восстановление штукатурного слоя под монументальной живописью,
левкаса
в
иконах, утраченных частей холста и грунта в масляной живописи, долив бумажной
массы в произв. графики, документы и пр.). В скульптуре соединяются и крепятся
(иногда на специально изготовленном каркасе) разрозненные детали. Яркие
белые или цветные вставки грунтов, к-рые мешают восприятию авторской живописи,
тонируют легко различимыми и удаляющимися красками. Произвольная реконструкция
утраченных мест в живописи недопустима; как исключение она проводится в
масляной и др. видах живописи при условии предварительной изоляции авторского
красочного слоя и грунта от восполнений слоем легко растворимого лака.

Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева
монастыря в Загорске: 1 - до реставрации; 2 - после реставрации (1938,
1960, реставраторы В. И. Балдин, И. В. Трофимов).



В СССР Р. памятников истории и культуры
с первых лет Советской власти осуществляется под контролем гос. учреждений;
уже в мае 1918 по инициативе И. Э. Грабаря была создана Всероссийская реставрац.
комиссия (занималась Р. памятников архитектуры; во главе работ по Р. произв.
изобразит, иск-ва стояла Комиссия по сохранению и раскрытию памятников
нск-ва), преобразованная затем в Центр, гос. реставрац. мастерские (ЦГРМ).
В ЦГРМ под рук. И. Э. Грабаря была разработана научная методика Р. Реставрац.
работы, проведённые в Моск. Кремле в первое десятилетие Сов. власти, получили
общее признание в СССР и за рубежом. С 1948 создана широкая сеть респ.,
областных и гор. (в крупных городах) мастерских по Р. преим. памятников
архитектуры, в 1958 - Всесоюзная центр, н.-и. лаборатория консервации и
реставрации (ВИНИЛКР). С дореволюц. периода реставрац. мастерские имеют
Эрмитаж, Рус. музей в Ленинграде, Третьяковская гал., Историч. музей в
Москве, ныне многие художеств, и историч. музеи страны. Отделы гигиены
книг и реставрац. документов есть в крупных библиотеках, хранилищах рукописей
и архивах. При архитектурно-рсставрац. мастерских имеются группы Р. живописи,
скульптуры и декоративно-прикладного иск-ва, связанных с памятниками архитектуры.
В СССР реставрац. работы ведутся систематически и в больших объёмах (охватывая
памятники архитектуры и истории, музейные собрания и пр.). Особенно большой
размах эти работы приобрели после окончания Великой Отечеств, войны 1941-45,
когда были реставрированы многочисл. памятники архитектуры в Новгороде,

1. Большой дворец и Большой каскад с
гротом (1-я пол. 18 в., архитекторы И. Ф Браунштейн, М. Г. Земцов, Н. Микетти,
В. В. Растрелли и др.) в Петродворце, разрушенные немецко-фашистскими захватчиками.
Фото 1944. Вид со стороны Нижнего парка. 2. Дворец после реставрации (проект
1945, Н. В. Баранов, А. Э. Гессен, А. А. Оль, В. М. Савков, Е. В. Казанская
и др.).



Пскове, Ростове-Ярославском, Суздале, Ленинграде,
Москве, Киеве, в республиках Прибалтики и Средней Азии. Выдающимся достижением
сов. реставраторов стала Р. дворцово-парковых ансамблей в окрестностях
Ленинграда - в Павловске, Петродворце, Пушкине и др., к-рым фашистская
оккупация нанесла особенно значит, урон. Учитывая их большое историко-художеств.
значение и необходимость сохранить для грядущих поколений произв. выдающихся
зодчих, ваятелей, садоводов и строителей 18-19 вв., на основе использования
синтетического метода была поставлена и решена задача целостной Р. ансамблей.
Сразу после освобождения от оккупации развернулись обширные работы по укреплению
и обмеру руин дворцов и садово-парковых сооружений, сбору их уцелевших
фрагментов, по расчистке парков от завалов и подсадка молодых деревьев
взамен уничтоженных и мн. др. Позже была восстановлена грандиозная система
фонтанов Петродворца, началась Р. дворцов и павильонов и их интерьеров
(полностью не закончена). На строго научной основе, с использованием обширных
архивного и изобразит, материалов, восстановлены как сами мн. постройки,
так и их декоративная скульптура, лепнина, резной позолоченный декор из
дерева, наборные паркеты, плафоны и мн. др. В ходе Р. были разработаны
новые приёмы моделирования и восстановления деталей (напр., резьбы по дереву,
лепных украшений). Эти крупнейшие в мире реставрац. работы проведены большим
коллективом архитекторов-градостроителей (Н. В. Баранов и др.), архитекторов-реставраторов
(А. Э. Гессен, И.Н. Бе-нуа, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Ф. Ф. Олейник,
В. М. Савков, С. В. Попова-Гунич, М. А. Тихомирова и др.), скульпторов
(И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.), художников (Р. П. Саусен, А.
В. Трескин и др.) и специалистов др. профессий. При Р. иногда восстанавливался
первонач. характер построек, изменённый в 19 в. (напр., воссоздан Актовый
зал в Лицее в Пушкине, уничтоженный в 1843). Эти работы, а также Р. разрушенных
в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 памятников архитектуры Новгорода,
Пскова и др. городов определили общее направление сов. реставрац. дела:
преобладает стремление восстановить близкий к первоначальному т. н. "оптимальный
облик" памятника архитектуры. Значительные реставрац. работы провели сов.
специалисты-реставраторы: архитекторы - В. С. Баниге, П. Д. Барановский,
А. Д. Варганов, Л. А. Давид, П. Н. Максимов, Н. Н. Померанцев, Д. П. Сухов,
А. В. Столетов, Н. Н. Соболев и др.; в области живописи - В. О. Кириков,
П. Д. и \. Д. Корины, Е. И. и Н. И. Брягины, В. Е. и Д. Е. Брягины,
С. С. Чураков, В. В. Филатов, В. Н. Яковлев и др.; в области скульптуры
- М. А. Александровский, И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.; в области
графики -В. Н. Крылова, Ю. П. Нюкша и др.; в области прикладного иск-ва
- Т. Н. Александрова-Дольник, Ф. Я. Мишуков и др.


Обмен опытом между специалистами-реставраторами
разных стран осуществляет Междунар. конгресс архитекторов и технических
специалистов по историческим памятникам.


Лит.: Кудрявцев Е. В., Техника реставрации
картин, М., 1948; Костров П. И., Техника живописи и консервация росписей
Древнего Пянджикента, в кн.: Живопись Древнего Пянджикента, М., 1954; Филатов
В. В., Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М.,
1961; Семенович Н. Н., Реставрация музейных тканей. Теория и технология,
Л., 1961; Грабарь И. Э., О древнерусском искусстве, М., 1966; Михайловский
Е. В., Реставрация памятников архитектуры. (Развитие теоретических концепций),
М., 1971; [Ц е л и к о в А. И.], Охрана, реставрация и консервация памятников
русской архитектуры (1917 - 1968). Библиографический указатель литературы,
М., 1970; [Волкова Л. В.], Реставрация, консервация и хранение музейных
художественных ценностей. Указатель литературы, М., 1974; Методика и практика
сохранения памятников архитектуры. Сб., М., 1974; Ополовников А. В., Реставрация
памятников народного зодчества, М., 1974; Viollet le Duс Е. Е., Restauration,
в кн.; Dictionnaire raisonnё de I'architecture francaise du XI-е au XVI-е
siecle, t. 8, P., 1866; Riegl A., Der moderne Denkmalrkultus. Sein Wesen
und seine Entstehung, W., 1903; Petr F., О starych malbach a jejich restaurovanf,
P., 1954; Slansky В., Technika malby, dl 2 - Pruzkum a restaurovani obrazu,
Praha, 1956; Marijnissen R. H., Degradation, conservation et restauration
de 1'ceuvre d'art, v. 1-2, Brux., 1967.


Е. В. Михайловский (реставрация
архитектуры), В. В. Филатов,




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я