РЕПИН

РЕПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844,
Чугуев, ныне Харьковской обл.,-29.9. 1930, Куоккала, Финляндия, ныне Ре-пино
Ленингр. обл.], русский живописец. Родился в семье воен. поселенца. Учился
в Петербурге в Рисовальной школе Об-ва поощрения художников (кон. 1863)
у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петерб. АХ [1864-71; в
1873-76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Чл. Товарищества передвижных
художеств, выставок (с 1878; см. Передвижники). Действит. чл. петерб.
АХ (1893). В годы учёбы Р. сблизился с оказавшими на него большое влияние
И. Н. Крамским и др. членами Артели художников, а также с В. В.
Стасовым;
познакомившись
с эстетикой революц. демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В
1860-е гг. Р. работает над учебными академич. произв. и одновременно, вне
стен АХ,- над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В нек-рых академич.
произв. на мифоло-гич. и религ. сюжеты ему удалось добиться жизненности
образов, выразит, психо-логич. характеристики действующих лиц ("Воскрешение
дочери Иаира", 1871, Рус. музей, Ленинград). Одарённость, наблюдательность
и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели
для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах
(портреты В. Е. Репина, 1867, Третьяковская гал.; Р. Д. Хлобощина, 1868,
и В. А. Шевцовой, 1869,- оба в Рус. музее). В эти годы Р. создал большой
групповой портрет "Славянские композиторы" (1871-72, Моск. консерватория),
в к-рый, добиваясь естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые
элементы.


С нач. 70-х гг. Р. выступает как художник-демократ;
он отстаивает принципы народности художеств, творчества, борется против
далёкого от жизни академич. иск-ва. После поездок на Волгу, где Р. наблюдал
жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Р. пришёл к её глубокому
и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73, Рус. музей).
Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую
в нём силу и зреющий протест. Р. передал индивидуальные неповторимые черты
измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной
красотой. Эта работа Р. стала новым явлением в рус. живописи: жанровое
произв. приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением
современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности,
но и утверждающим положительную силу общества - народ; пластич. мощь и
широта живописи картины были в то время новаторством. В годы пребывания
в Италии и Франции Р. ознакомился с иск-вом Зап. Европы. Наиболее значит,
жанровая картина этих лет "Парижское кафе" (1874-75, собрание Монсона,
Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отд.
характерные черты парижской жизни. Во Франции Р. написал картину "Садко
в подводном царстве" (1876, Рус. музей), воплотив в ней свои думы о родине.
Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении
Р. пленэрной (см. Пленэр) живописью ("Лошадь для сбора камней в
Вёле", 1874, Саратовский художеств, музей им. А. Н. Радищева; "Дорога на
Монмартр в Париже", 1876, Третьяковская гал.). Вернувшись из-за границы,
Р. едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых
произв. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной
силой типизации ("Мужик с дурным глазом", Третьяковская гал., "Мужичок
из робких", Горьковский художеств, музей,- оба 1877); в портрете протодьякона
(1877, Третьяковская гал.) Р. изобразил властного, исполненного грубой
силы человека. В кон. 1870 - нач. 1880-х гг. Р., сначала в Чугуеве, а затем
в Москве, увлечённо работал над крест, темой ("Проводы новобранца", 1879,
Рус. музей; "Вечорнищ", 1881, Третьяковская гал.), в нек-рых эскизах и
картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни ("В волостном
правлении", 1877, Рус. музей). Эти произв. подготовили Р. к созданию такого
полотна, в к-ром должна была раскрыться жизнь совр. Р. России и нар. тема
получила бы широкое обобщённое решение. Пореформенную Россию, сложность
существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Р. удалось
показать в картине "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83, Третьяковская
гал.). Изобразив многолюдное шествие, в к-ром участвуют помещица, отставной
военный, откупщик, священники, нищие, странники и огромная толпа народа,
рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Р. дал в картине яркие
характеристики действующих лиц. Это произв. Р. стало целой поэмой о бедности
и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и др. "хозяевах"
деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и
прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и могучего.
В строго продуманной композиции картины, её живописи проявилось высокое
мастерство Р., передавшего световоз-душную среду, яркое солнечное освещение,
добившегося необычайной жизненности сцены. С 1882 Р. жил в Петербурге.
Кон. 1870 х - 1880-е гг.- наиболее плодотворный период в творчестве художника.
Появление на выставках его лучших картин, проникнутых идеями освобождения
народа, борьбы с самодержавным строем, было событием в художеств, и обществ,
жизни России. В 1880-х гг. Р. много работал над темой революц. движения.
Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за нар. счастье, Р.
создал целую галерею положит, образов, ярко и правдиво отразив и силу,
и слабость разночинского революционно-демократич. движения ("Отказ от исповеди",
1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали", 1884-88,- все в Третьяковской
гал.). В центральном произв. цикла - "Не ждали" - изображена сцена возвращения
ссыльного домой. В образе революционера звучит трагич. тема трудной судьбы
героя. Р. показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих
отца, сына, мужа. Композиц. построение картины с его чёткостью, необходимой
для монументального полотна, обусловлено психо-логич. взаимоотношениями
героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи к-рых Р. пользуется
чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая
героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Р. придавал бытовому жанру
то высокое значение, к-рое раньше имела лишь ист. живопись. В 1870-80-е
гг. Р. создаёт и лучшие портреты. В них проявились его демократизм, его
любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной портретной галерее,
созд. Р., как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты рус.
жизни - столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе
эти портреты [В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского
(1881), Н. И. Пирого-ва (1881), П. А. Стрепетовой, А. И. Дельвига (1882),
Л. Н. Толстого (1887) - все в Третьяковской гал.; В. В. Стасова (1883),
Рус. музей]. Высокого мастерства достигает Р. в 80-е гг. и в графике, в
частности
в портретном рисунке; графич. манера Р. к этому времени становится свободной,
способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок "Девочка
Ада", 1882, Третьяковская гал., и "Невский проспект", 1887, Рус. музей,-
оба карандаш). В 1880-1900-е гг. Р. много работает над иллюстрациями.

И. Е. Репин.

И. Е. Р е п и н. Портрет Элеоноры Дузе.
Уголь. 1891. Третьяковская галерея.



Р. был также выдающимся художником в области
ист. живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися
современностью. Р. привлекали сильные натуры, судьбы к-рых связаны со значит,
ист. сдвигами, привлекали психологич. и драматич. задачи ("Царевна Софья",
1879, Третьяковская гал.). Картина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885,
Третьяковская гал.), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией
их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значит, ист.
произв. Р. была картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91,
Рус. музей; эйкиз картины - илл. см. т. 10, табл. XL, стр. 560-561), гл.
героем к-рой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы.
В 1890-е гг. Р., переживая известный творческий кризис, временно порвал
с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие
современникам считать Р. отступником от идей демократич. эстетики, но к
кон. 90-х гг. Р. вернулся на прежние позиции. В по'здний период при отд.
удачах, Р. уже не создал картин равных произв. 1870-80-х гг. Лучшие произв.
1890-1900-х гг.- это графич. портреты, обычно изображения людей с ярко
выраженным творческим, артистич. началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891,
Третьяковская гал.), а также впечатляющие остротой социальных характеристик
и живописным лаконизмом портреты-этюды к монумент, групповому портрету
"Торжественное заседание Государственного Совета" (выаолнен совм. с худ.
Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Рус. музей). Глубоко нар.,
тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Р.- одна из
вершин рус. демократич. иск-ва. В 1894 - 1907 Р. преподавал в АХ (в 1898-99
- ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского,
Б. М. Кустодиева и мн. др. После 1917 Р., живший в усадьбе "Пенаты"
в
Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куок-кала до 1940 принадлежала
Финляндии.) Живя в Финляндии, Р. не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться
в СССР. В "Пенатах", где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный
музей. Мемориальный музей Р. есть также в Чугуеве. В 1958 в Москве открыт
памятник Р. (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, арх. И. Е. Рожин).


Соч.: Далёкое близкое, 6 изд., [М.], 1961;
Переписка - Репин И. Е. и Крамской И. Н., М.- Л., 1949; Р е п и н И.Е.
и Стасов В. В., т. 1 - 3, М.- Л., 1948 - 1950; Репин И. Е. иТолстойЛ. Н.,
т. 1-2, М.- Л., 1949.


Лит.: Репин. [Статьи и материалы],
т. 1 - 2, М,-Л., 1948-49 (Художественное наследство ...); Фёдоров-Давыдов
А. А.,


И. Е. Репин, М., 1961; Лясковская О. А.,
И. Е. Репин, 2 изд., М., 1962; Грабарь И. Е., И.Е. Репин, т. 1-2, М., 1963
- 64; Новое о Репине, [Л., 1968].


(По материалам статьи А. Л. Фёдорова-Давыдова
и Д. В. Сарабъянова из 2-го издания
БСЭ.)




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я