РЕЛЯТИВИЗМ

РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus -
относительный), методологич. принцип, состоящий в метафизич. абсолютизации
относительности и условности содержания познания. Р. проистекает из одностороннего
подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относит.
устойчивости вещей и явлений. Гносеологич. корпи Р.- отказ от признания
преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания
от его условий (напр., от биологич. потребностей субъекта, его психич.
состояния или наличных логич. форм и теоретич. средств). Факт развития
познания, в ходе к-рого преодолевается любой достигнутый уровень знания,
релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности,
что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.


Р. как методологич. установка восходит
к учению др.-греч. софистов: из тезиса Протагора "человек есть мера
всех вещей..." следует признание основой познания только текучей чувственности,
не отражающей к.-л. объективных и устойчивых явлений. Элементы Р. характерны
для антич. скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний,
зависимость их от историч. условий процесса познания, скептицизм преувеличивает
значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности
всякого знания вообще. Аргументы Р. философы 16-18 вв. (Эразм Роттердамский,
М.
Монтенъ,
П. Бейлъ) использовали для критики догматов религии и основоположений
метафизики. Иную роль Р. играет в идеалистич.
эмпиризме
(Дж. Беркли,
Д. Юм', махизм, прагматизм, неопозитивизм).
Абсолютизация относительности,
условности и субъективности познания, вытекающая из сведения процесса познания
к эмпирич. описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.


Определённое влияние Р. приобрёл на рубеже
19 и 20 вв. в связи с филос. осмыслением революции в физике. Опираясь на
метафизич. теорию познания, игнорируя принцип историзма при анализе
изменения науч. знаний, нек-рые учёные и философы говорили об абс. относительности
знаний (Э. Мах, Й. Петцольдт), о полной их условности (Ж.
А. Пуанкаре) и т. п. Анализируя положение, сложившееся в философии
и физике, В. И. Ленин писал: "...Положить релятивизм в основу теории познания,
значит неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм
и софистику, либо на субъективизм" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с.
139).


Согласно диалектич. материализму, наши
знания относительны не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле
признания историч. ограниченности каждого достигнутого уровня знаний. Вместе
с тем в каждой относит. истине содержатся элементы абс. истины, что обусловливает
развитие науч. познания.


Р. как принцип понимания истории характерен
для субъективно-идеалистич. течений в бурж. философии истории. Отрицая
объективность историч. знаний, нек-рые теоретики считают, что оценки и
суждения историков крайне относительны и отражают их субъективные переживания,
зависимость от определённых политич. установок (см. Презентизм), что
всякое воспроизведение историч. процесса является результатом произвола
историка (Р. Арон).


Распространение принципа Р. на область
нравственных отношений привело к возникновению этич. Р., выражающегося
в том, что моральным нормам придаётся крайне относительный, полностью условный
и изменчивый характер.


В разных историч. условиях принцип Р. имеет
различное социальное значение. В нек-рых случаях Р. объективно способствовал
расшатыванию отживших социальных порядков, догматич. мышления и косности.
Чаще всего Р.- следствие и выражение кризиса общества, попытка оправдания
утраты историч. перспективы в его развитии. Именно поэтому Р. присущ ряду
направлений совр. бурж. философии (философия жизни, экзистенциализм, персонализм).


Лит.: Кон И. С., Философский идеализм
и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Ойзерман Т. И., Главные
философские направления, М., 1971, гл. 2; Парамоновы. З., Критика догматизма,
скептицизма и релятивизма, М., 1973; Wein H., Das Problem des Relativismus,
В., 1950; Relativism and the study of man, ed. by H. Schoeck and J. W.
Wiggins, Princeton (N. Y.), 1961; Aron R., Introduction a la philosophic
de l'histoire, nouv. ed., [P., 1967]; Mandelbaum М. Н., The problem of
historical knowledge: an answer to relativism, N. Y., 1967. H. П. Французова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я