РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ

РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ (РЦ), изолированный
участок ж.-д. пути, элемент системы железнодорожной автоматики и телемеханики,
в
к-ром проводниками тока служат рельсовые нити. Такие участки, наз. блок-участками
(рис.), являются путевыми датчиками, срабатывающими под воздействием колёс
подвижного состава, обеспечивая связь между ним и устройствами управления
- ж.-д. стрелками и сигналами. При свободной (от подвижного состава) РЦ
ток путевой батареи (ПБ) проходит через путевое реле (ПР), контакты к-рого
замыкают цепь питания лампы разрешающего (зелёного) огня светофора. При
вступлении колёсных пар подвижного состава на РЦ шунтируется путевое реле,
отпускается его якорь, в результате чего на светофоре зажигается запрещающий
(красный или красно-жёлтый) огонь (см. Автоблокировка, Полуавтоматическая
блокировка).


2148-17.jpg

Схема рельсовой цепи: Iс - сигнальный
ток; ПБ - путевая батарея; ПР - путевое реле; ИС - изолирующий стык.



Для контроля свободности РЦ в неё посылают
сигнальный ток, по роду к-рого различают РЦ постоянного и переменного тока.
По принципу действия РЦ делятся на нормально замкнутые и нормально разомкнутые.
Нормальным считается такое состояние исправной РЦ, при к-ром на ней нет
подвижного состава. В нормально замкнутые РЦ постоянно посылается ток,
поэтому, кроме осн. функций, они обеспечивают и контроль исправности путевых
устройств, в т. ч. и рельсовой нити. В нормально разомкнутых РЦ путевое
реле нормально не возбуждено и не контролирует исправность элементов цепи.
На жел. дорогах СССР (кроме сортировочных горок) применяются только нормально
замкнутые РЦ.


Лит.: Брылеев А. М., Шишляков А.
В., Кравцов Ю. А., Устройство и работа рельсовых цепей, М., 1966.

И. Е. Дмитренко,

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я