РЕЙНХАРДТ

РЕЙНХАРДТ (Reinhardt) Макс (9.9.
1873, Баден, Австрия,-30.10.1943, Нью-Йорк, США), немецкий режиссёр, актёр
и театральный деятель. В 1894 окончил театр. школу при Венской консерватории,
играл в театрах Братиславы и Зальцбурга. В 1894-1904 актёр Немецкого театра
(Берлин), исполнял гл. обр. роли стариков: Энгстран ("Привидения" Ибсена),
Аким ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого) и др. Режиссёрскую деятельность начал
в созданном им в 1901 в Берлине артистич. кабаре "Шум и дым" (позже "Малый
театр"). Руководил также Новым театром (1903-06), "Каммершпиле" (1906),
"Комедия" (1924), "Фольксбюне" (1915-19), венским "Йозефштадттеатром" (1923-37,
с перерывом). Осн. режиссёрская деятельность связана с Нем. театром, к-рый
Р. возглавлял в 1905-33 (с перерывом).


Р. выступал против театр. рутины и натурализма,
поверхностного бытового правдоподобия. Его спектакли отличались изобретательностью
и фантазией, виртуозным использованием декораций, световых и шумовых эффектов,
музыки. Уделял внимание психологич. разработке характеров, культуре сценич.
речи и пластич. выразительности игры актёра, использовал пантомиму, танец,
акробатику. Ставил спектакли и на арене цирка, в мюзик-холлах ("Царь Эдип"
Софокла - Гофмансталя, 1910, "Нойе Мюнхенер Мюзик-холл", цирк Чинизелли,
1910; "Миракль" по "Сестре Беатрисе" Метерлинка, 1911, Олимпиа-холл, Лондон),
на гор. площадях (ср.-век. мистерия "Каждый человек", обработка Гофмансталя,
1920, Зальцбург). Осуществлял пост. пьес нем. классиков (в т. ч. редко
ставившихся произв. -"Фауст", "Совиновные", "Ярмарка в Плузерсвейлене"
Гёте, "Солдаты" Ленца, "Смерть Дантона" Бюхнера) и совр. драматургов (Р.
Зорге, Ф. Унру и др.). Ставил Мольера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана,
"На дне" Горького (под назв. "Ночлежка", 1903, "Малый театр"; играл Луку),
"Плоды просвещения" (1903, Новый театр) и "Живой труп" (1913, Нем. театр)
Л. Н. Толстого, пьесы Б. Шоу, Р. Роллана и др. Р. создавал высокохудожеств.
спектакли, но кризис бурж. культуры вызывал у него стремление к уходу от
совр. проблем; в ряде постановок звучали пессимистич. и далее мистич. мотивы.
В 20-30-е гг. с Р. работали молодые прогрессивные режиссёры (Э. Энгель
и К. X. Мартин) и драматурги (Б. Брехт и др.). Значит. успех имела постановка
пьесы Г. Гауптмана "Перед заходом солнца" (1932). Р. был организатором
(1928, Вена) "актёрского и режиссёрского семинара" - первой в Зап. Европе
школы для режиссёров, инициатором Зальцбургского театр. фестиваля (1920),
воспитателем известных актёров (А. Моисеи, Г. Эйзольдт, П. Вегенер, Э.
Ян-нингс и др.). В 1933 Р. был вынужден покинуть Германию, работал в Австрии
(до 1938), затем во Франции, США. Основал в Голливуде театр. школу, снимал
фильмы. Его творчество оказало большое влияние на актёрское и режиссёрское
иск-во мн. европ. стран, а также США.


Лит.: Гвоздев А., Западно-европейский
театр на рубеже XIX и XX столетий, М.- Л., 1939; Ihering H., Von Reinhardt
bis Brecht, Bd 1 - 3, В., 1958 - 61; Jacobsohn S., Jahre der Biihne, Reinbek
bei Hamburg, 1965. И. Я. Новодворская.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я