РЕЗЬБА

РЕЗЬБА художественная, один из древнейших
и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ
художественной обработки дерева, камня, кости, ганча, терракоты,
лака и др. путём вырезания.


Р. употребляется для украшения предметов
быта, отделки зданий, создания произв. миниатюрной пластики. Самостоят.
областью Р. является глиптика.


Р. различается по видам. Термином "объёмная
Р." определяется обычно мелкая трёхмерная скульптура. Объёмная обработка
предусматривает создание пластически цельного произв. с разнообразными
пластически-осязательными эффектами. Для высокорельефной Р.


характерно сильное углубление фона, позволяющее
достигать многоплановости композиции, выпуклости форм изображений, резкости
и силы световых контрастов. Плоскорельефная Р. даёт невысокий рельеф, носящий
обычно силуэтный характер. Рельеф часто обрабатывается дополнит. порезками,
моделирующими изображение. Разновидностью плоскорельефной Р. является т.
н. заоваленная Р., в к-рой края вырезанного рисунка слегка закругляют ("заоваливают"),
что позволяет достигать мягкости и сочности форм рельефа, а фон либо углубляют
слабо, либо не углубляют вовсе ("подушечный" фон). Выемчатая (углублённая)
Р. представлена двумя осн. техниками - трёхгранно-выемчатой и скобчатой.
Для трёхгранно-выемчатой Р. характерен геометрич. узор, для скобчатой -
ногтевидные, лунообразные элементы орнамента. Декоративная выразительность
выемчатой Р. осн. на сочетании графич. чёткости орнаментальных форм с живописностью
создаваемой ими светотеневой игры. Контурная Р.- это Р. углублённых линий,
декоративный ритм к-рых чётко прослеживается на глади фона. Сквозная (ажурная,
прорезная, пропильная) Р. создаётся полным удалением фона. Она рождает
эффект тонкой, лёгкой, работающей на просвет декоративной композиции. В
сквозной Р. для цветового контраста иногда применяются цветные подкладки
из другого материала (напр., фольга в прорезной берёсте). При накладно
и Р. вырезанный рисунок накладывается на гладкую поверхность, что позволяет
получать ровный фон без трудоёмкой его выборки.


В Р. для достижения яркой декоративности
подчас сочетаются разные её виды - накладная Р. со сквозной, плоскорельефная
с контурной и т. п. Р. нередко соединяется и с иными способами художеств.
оформления изделий - объёмная Р. с насечкой металлом, выемчатая Р. с заливкой
легкоплавким металлом, контурная Р. с затиркой цветной массой. С целью
выявления естеств. окраски, фактуры или текстуры материала, а также придания
ему нужного цвета, резные изделия отделывают различными способами. Деревянные
покрывают лаком, вощат, тонируют (морилками или прозрачными красителями),
золотят, окрашивают и расписывают красками, обжигают или закапчивают дымом;
костяные полируют, пропитывают парафином.


В Р. используют древесину мягких (липа,
осина, тополь и др.) и твёрдых (берёза, клён, бук, самшит и др.) пород,
камень различной твёрдости: мягкий (гипсовый камень, талькохлорит, известняк
и пр.), твёрдый (нефрит, лазурит, яшма), средний (малахит, мрамор и пр.).
Для Р. по кости применяют гл. обр. бивни мамонта и слона, моржовые клыки,
костьцевка, рог. В зависимости от конкретной задачи в Р. применяют блок
материала (монолитные куски камня, кости, древесины - для скульптуры) или
пластины (ровные оструганные дощечки - для пряничных досок, панно). Инструменты
для выполнения Р. разнообразны: нож, топор, набор стамесок, различные резцы
и пилки, а также разные виды разметочных инструментов. Для осуществления
трудоёмких работ (распиловка, подготовка полуфабриката, первонач. грубая
обработка) всё чаще применяют механич. и электроинструмент - отбойные стамески
для камня, бормашину для кости и т. д.


О Р. см. также в статьях Дерево в
искусстве, Деревянная архитектура, Лаки художественные, Мебель, Народное
творчество
и в разделах Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное
искусство статей о республиках СССР и странах, а. также специальные статьи
о Р.: Абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, Тобольская резная
кость, Уральский резной камень, Холмогорская резная кость, Хотьковская
резкая кость, Чукотская резная кость, Шемогодская прорезная берёста.
Илл.
см. к статьям, указанным выше, а также на вклейках, табл. XX, XXI (стр.
608-609).


Лит. см. при статьях, названных
выше. В. А. Бородулин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я