РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА

РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА (нем. Stich, франц.
gravure au burin, англ, engraving), старейшая разновидность гравюры,
на
металле (преим. меди), в к-рой углублённые элементы печатной формы создаются
с помощью острого резца (штихеля). Р. г. возникла на основе украшения
резьбой различных металлич. изделий. В средние века распространился приём
заполнения врезанных в металл линий цветным составом, гл. обр. чернью.
Подобное
изображение можно было оттискивать на бумаге. Размножение этих оттисков,
имевших первоначально значение образцов для оружейников, "золотых и серебряных
дел" мастеров, и привело (очевидно, в 1-й пол. 15 в.) к появлению собств.
Р. г. Наиболее старые примеры Р. г.- наивно выполненные игральные карты,
листы с изображением Богоматери, святых, евангельских сцен и т. п., распространявшиеся
вдоль р. Рейн (гл. торговой артерии Зап. Европы), в областях Швейцарии
и Германии, в Эльзасе и в Нидерландах. Иск-во Р. г. совершенствовалось
в 15 в. в работах анонимных мастеров орнамента, применявшегося в "серебряном
деле" (мастер монограммы "ES" и др.), и достигло расцвета к кон. 15 в.
в творчестве М. Шонгауэра, А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи
и М. Раймонди в Италии. Расцвет Р. г. в Нидерландах произошёл в 16 в. (Лука
Лейденский), а во Франции - в 17 в. (Р. Нантёй и др.). Старые мастера Р.
г. добивались большой убедительности в передаче облика человека, деталей
быта, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического,
перспективного и композиц. построения, создавали образы, полные глубокого
филос. звучания. Для техники Р. г. характерна строгая ритмика линий, образующих
параллельные ряды или косую сетку; чёткие штрихи точно очерчивают и моделируют
объёмную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации.
Однако ограниченность художеств. возможностей Р. г. (напр., в передаче
свето-воздушной среды, живого многообразия природы), её исключит. трудоёмкость
привели в 17 в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей.
Областью Р. г., сохранявшейся за ней до 19 в., осталось исполнение геогр.
карт, видов городов (ведут), науч. иллюстраций и особенно репродукций (в
листах большого размера) произв. живописи, скульптуры и архитектуры для
изд. альбомного типа (т. н. увражей).


В России (после кратковременных опытов
в книжной орнаментике в 16 в.) техника Р. г. распространилась с помощью
укр. мастеров (И. Щирский и др.) в кон. 17 в. и использовалась в оформлении
печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). В 18 в. видовые,
батальные и Р. г. иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к
Р. г. в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И.
Скородумов. В 19 в. в петерб. АХ традиции Р. г. сохранялись в творчестве
Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана. В нач. 19 в. особым видом
была "очерковая", контурно-линейная Р. г., образцы к-рой широко распространялись
в качестве иллюстраций (преим. к произв. антич. авторов) и выполнялись
по рисункам художников классицизма (напр., Р. г. итал. мастера Т. Пироли
по рисункам англичанина Дж. Флаксмена); в России совершенства в этом виде
Р. г. достиг Ф. П. Толстой (иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька"
по собств. композициям, 1820-33).


С развитием фотомсханич. способов репродукции
Р. г. в значит. мере утрачивает своё значение; со 2-й пол. 19 в. она применяется
в основном при изготовлении гос. бумаг, ден. знаков и т. п. Разновидности
Р. г. на стали (1-я пол. 19 в.), орга- . нич. стекле или пластмассе (20
в.) не имели для иск-ва большого значения. Вместе с тем в 20 в. выдвигается
ряд крупных мастеров Р. г. в её "чистом виде" (Д. И. Митрохин в СССР, Ж.
Лабурер во Франции, Д. Галанис в Греции и др.).


Лит. см. при ст. Гравюра. А.
А. Сидоров.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я