РЕЗИНОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ

РЕЗИНОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ подразделяют
обычно на три основных класса: 1) шины; 2) резинотехнич. изделия, применяемые
как комплектующие детали в авто-, авиа- и судостроении, в с.-х. машиностроении,
на ж.-д. транспорте, в строительстве и др.; 3) изделия народного потребления
(обувь, имеющая среди этих Р. и. наибольшее значение, а также коврики,
купальные шапочки, плавательные и подкладные круги, перчатки, соски и др.).
Большинство Р. и. изготовляют из твёрдых каучуков; нек-рые Р. и., напр.
тонкостенные бесшовные перчатки, резиновые нити, губчатые сидения для автомобилей
и мебели,- из латексов (см. Латексные изделия).


Технологич. процесс произ-ва Р. и. из твёрдых
каучуков включает две общие стадии: подготовительную - получение резиновой
смеси
совмещением каучука с необходимыми ингредиентами в закрытых резиносмесителях
или на вальцах и заключительную - вулканизацию полуфабриката Р.
и. при 140-200 оС и давлениях 0,3-20 Мн/м2 (3-200
кгс/см2);
выбор
вулканизационного оборудования (пресс,
котёл, аппараты непрерывного
действия различной конструкции и др.) определяется видом Р. и. Используемые
в произ-ве многих Р. и. текст. материалы и металл подвергают предварит.
обработке, цель к-рой - обеспечение прочной связи резины с этими материалами
в различных условиях эксплуатации Р. и. Текст. материалы пропитывают на
спец. машинах резиновыми клеями или др. адгезионными составами и
промазывают на каландрах (см. Каландрирование)
резиновыми смесями.
Металлы обезжиривают органич. растворителями и наносят на них слой клея
или латуни (т. н. латунирование, к-рое осуществляют в гальванич. ванне).


Ниже рассматриваются осн. виды резинотехнич.
изделий и резиновой обуви. Виды шин и технология их произ-ва описаны в
ст. Шина.



Резинотехнические изделия (РТИ).
Эти изделия подразделяют обычно на след. основные группы: формовые РТИ;
неформовые РТИ; транспортёрные ленты; ремни; рукава. Для произ-ва РТИ используют
практически все каучуки общего и спец. назначения (см. Каучуки синтетические,
Каучук натуральный, Резина).



Формовые РТИ - обширная группа (ок. 30000
наименований) прокладочных, уплотняющих и амортизирующих деталей (сальники,
кольца различного сечения, пыле-, влаго- и маслозащитные колпачки, резинометаллич.
амортизаторы и др.). Эти РТИ получают формованием резиновой смеси с одноврем.
её вулканизацией в пресс-форме, установленной на прессе (см. Прессование
полимерных материалов), или
методом литья под давлением.


В группу неформовых РТИ входят изделия
(ок. 12000 наименований), используемые гл. обр. для уплотнения окон и дверей
автомобилей, самолётов, ж.-д. вагонов, для герметизации стыков строит.
панелей и др. Изготовляют их в виде профилированных жгутов различной длины
и поперечного сечения экструзией резиновой смеси и последующей вулканизацией
полуфабриката в аппаратах непрерывного действия или в котлах (периодич.
способ). Уплотнители могут быть как монолитными, так и пористыми (см. Пористые
резины).



Транспортёрные (конвейерные) ленты, к-рые
являются элементами конвейеров различного назначения, предназначены
для перемещения сыпучих и др. материалов. Ленты армируют гл. обр. тканями
(из синтетич. волокон, хл.-бум., комбинированными) с диапазоном разрывных
усилий 65-300 кн/м, или кгс/см; для армирования лент, к-рые
должны иметь особенно высокую прочность, используют латунированный стальной
трос. Технология произ-ва резинотканевых лент включает сборку тканевого
сердечника на дублировочных агрегатах, обкладку сердечника слоем резиновой
смеси необходимой толщины на каландрах и вулканизацию ленты в прессе, плиты
к-рого имеют дл. ок. 10 м. См. также Лента конвейерная.


Ремни, служащие гибким элементом ремённой
передачи
в двигателях автомобилей, с.-х. машин, различных пром. установок,
подразделяют на плоские и клиноВыс. Технология произ-ва плоских ремней,
к-рые представляют собой многослойную резинотканевую пластину, аналогична
технологии произ-ва транспортёрных лент (для получения ремня необходимой
ширины пластину до или после её вулканизации режут на" полосы). Клиновые
ремни имеют замкнутую конструкцию, а их сечение - трапециевидную форму.
Осн. детали таких ремней: центр. (несущий) слой из прорезиненной кордткани
или кордшнура (см. Корд); резиновый слой, расположенный между широким
основанием трапеции и несущим слоем (т. н. слой растяжения); резиновый
слой, к-рый размещён между несущим слоем и узким основанием трапеции (т.
н. слой сжатия); наружный (обёрточный) тканевый слой. Ремни собирают на
станках, а затем вулканизуют в котле, в прессе или в спец. (ротационных
или диафрагменных) вулканизаторах; выбор вулканизационного оборудования
зависит от длины и сечения ремня.


Рукава - гибкие трубопроводы, применяемые
для подачи жидкостей, газов, сыпучих материалов и др. под избыточным давлением
(напорные рукава) или вакуумом (всасывающие рукава). Общие элементы конструкции
этих РТИ: внутренний (герметизирующий) резиновый слой, силовой каркас и
наружный резиновый слой. Силовой каркас для рукавов, рассчитанных на давление
до 2 Мн/м2 (20 кгс/см2), представляет собой
тканевую прокладку; для рукавов, эксплуатируемых при давлениях до 10 и
до 70 Мн/м2 (100 и 700 кгс/см'2),- соответственно
нитяную и металлич. оплётку. Всасывающие рукава [допустимый вакуум 80 кн/м2
(600
мм
рт. ст.)]
снабжены, помимо силового каркаса, металлич. спиралью. Внутренний
и наружный слои рукавов изготовляют экструзией, прокладочный силовой каркас
накладывают на сборочных станках, нитяную или металлич. оплётку - на спец.
оплёточных машинах. Собранный рукав бинтуют тканевой лентой или спрессовывают
свинцовой оболочкой и вулканизуют в котле (после вулканизации ленту или
оболочку удаляют). В. Б. Павлов.



Резиновая обувь (РО). В зависимости
от назначения РО подразделяют на бытовую, спортивную и техническую; последняя
предназначена для защиты ног человека от действия воды, агрессивных агентов,
низких темп-р, ударов и др. вредных воздействий (напр., сапоги для рыбаков,
шахтёров, рабочих хим. произ-в, диэлектрич. <РО). По способу произ-ва
различают след. виды РО: клеёную, к-рую собирают (склеивают) из предварительно
заготовленных деталей на конвейерных линиях, а затем лакируют и вулканизуют
в котле; штампованную, изготовляемую высокопроизводит. методом ударного
штампования на спец. прессах с последующими лакированием и вулканизацией
в котле (метод используют только в произ-ве галош); формовую, к-рую изготовляют
прессованием в форме с одноврем. вулканизацией. Этот механизированный метод
применяют в произ-ве сапог различного назначения, разнообразной обуви с
текст. верхом и др. При изготовлении обуви перспективным высокопроизводит.
методом литья под давлением наряду с традиционными резиновыми смесями (гл.
обр. на основе бутадиен-стирольных и синтетич. изопреновых каучуков) используют
композиции на основе поливинилхлорида или термоэластопластов.
Наиболее
совр. метод - т. н. жидкое формование - предусматривает применение жидких
олигомеров
(например,
полиуретанов)
и пластизолей.
См. также Обувь. В. С. Алътзицер. Лит.: Кошелев
Ф. Ф., Корнев А. Е., Климов Н. С., Общая технология резины, 3 изд., М.,
1968: Лепетов В.А., Расчеты и конструирование резиновых технических изделий
и форм, Л., 1972; Резиновая рабочая обувь, каталог, М., 1969 (ЦНИИТЭНефтехим);
Абуладзе М. Л., Володарский А. Н., Золин А. Д., Состояние и перспективы
развития производства резиновой обуви, М., 1970 (ЦНИИТЭНефтехим).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я