РЕГИСТАН

РЕГИСТАН (иран., букв.- место, покрытое
песком, от per - песок и стан - место; тадж. регистон), наименование парадных
площадей в городах Ср. Востока. Наиболее известен Р. в Самарканде -
шедевр
градостроит. искусства Ср. Азии 15-17 вв. Первое архитектурное оформление
самаркандского Р. относится в основном к 1-й пол. 15 в., когда квадратное
пространство площади было обстроено по периметру группой монументальных
зданий. На зап. стороне в 1417-20 было сооружено медресе Улугбека (илл.
см. т. 15, стр. 585)- прямоугольное здание с 4-айванным двором, 2 этажами
келий, обширными аудиториями и мечетью; по углам - минареты; с вост. стороны
- громадный портал. Его стены почти сплошь покрыты богатейшим декором:
орнаментальные мозаики из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики;
мраморные панели. На вост. стороне в 1424 была воздвигнута ханака Улугбека,
на сев.- в 1420-е гг. построен караван-сарай Мирзой, а на южной - в 1430-е
гг. сооружены мечети Алике Кукельташа и Масджиди-Мукатта. В 1510-е гг.
к Ю. от площади было выстроено медресе Абу-Саид-хана. Однако на протяжении
16 в. постройки Р. пришли в упадок, часть зданий снесли и в 1-й пол. 17
в. здесь были осуществлены большие перестройки. В 1619-1635/36 напротив
медресе Улугбека, взамен ханаки, было воздвигнуто медресе Шир-Дор ("Тигров
имеющее", зодчий Абул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас; илл. см. т.
2, табл. XXVII, стр. 256-257). Его стены отделаны цветными поливными кирпичиками,
майоликовыми плитками и мозаикой из резной керамики. Над главной аркой
на орнаментальном фоне помещено парное мозаичное изображение тигра (отсюда
название), нападающего на лань, и лучистого солнца. В 1646/47 - 1659/60
на месте караван-сарая Мирзон было возведено медресе Тилля-Кари ("Покрытое
золотом"), снаружи также богато отделанное мозаикой, а в интерьере украшенное
росписью с обильным применением золота (отсюда название). Эти пышно орнаментированные
здания, ограничивающие пространство площади с 3 сторон, создают ансамбль
благодаря использованию градостроительного приёма "кош" (медресе Улугбека
зеркально повторено в медресе Шир-Дор), а также применению системы простых
и чётких пропорциональных отношений. Величественное звучание ансамбля в
значит. мере создаётся ритмом крупных форм составляющих его сооружений.
Высокие, рационально организованные, насыщенные ярким декором здания Р.
эффектно выделялись на общем фоне низкой, тесной застройки города, утверждая
его центр - узел схождения главных уличных артерий.

Регистан в Самарканде. Вверху - общий
вид. Внизу - план: 1- медресе Улугбека; 2 - медресе Шир-Дор; 3 - медресе
Тилля-Кари; 4 - чарсу.



Лит.: Массой М. Е., Регистан и его
медресе, Таш., 1926; Крюков К. С., Регистан. [Памятник архитектуры], 4
изд., Таш., 1970. См. также лит. при ст. Самарканд.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я