РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis -
вещественный, действительный), идсалистич. философское направление, признающее
лежащую вне сознания реальность, к-рая истолковывается либо как бытие идеальных
объектов (Платон, ср.-век. схоластика), либо как объект познания,
независимый от субъекта, познават. процесса и опыта (философский Р. 20
в.).


Р. в ср. -век. философии - один из основных
наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения
спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий,
т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма,
для к-poгo реальна лишь единичная вещь, а универсалия - общее имя, и от
концептуализма, для к-рого универсалия - основанное на реальном сходстве
предметов обобщение в понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально
и независимо от сознания (universalia sunt realia).


В богатом оттенками учении Р. обычно выделяют
два его вида: крайний Р., считающий универсалии существующими ненезависимо
от вещей, и умеренный Р., полагающий, что они реальны, но существуют в
единичных вещах. Так же как и номинализм, Р. в крайнем своём выражении
из-за пантеистич. тенденций (см. Пантеизм) вошёл в конфликт с церковью,
поэтому в средние века господствовал умеренный Р.


Проблема универсалий исторически восходит
к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях - "идеях",
к-рые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир.
Аристотель,
в отличие от Платона, считал, что общее существует в неразрывной связи
с единичным, являясь его формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике:
платоновское - как крайний Р., аристотелевское - как умеренный.


Платоновский Р., переработанный в 3-4 вв.
н. э. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший представитель
последней Августин истолковывал "идеи" как мысли творца и как образцы
творения мира), переходит в ср.-век. философию. Иоанн Скот Эриугена
(9
в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи)
и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть
результат облечения сущности акциденциями (случайными свойствами)
и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний Р. возникает
как оппозиция номинализму И. Росцелина, выраженная в доктрине его
ученика Гильома из Шампо, утверждавшего, что универсалии как "первая субстанция"
пребывают в вещах в качестве их сущности. В русле платоновского Р. развивают
свои учения Анселъм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12
в.). Ансельм признаёт идеальное бытие универсалий в божественном разуме,
но не признаёт их существования наряду с вещами и вне человеческого или
божественного ума.


Но наиболее устойчивым и приемлемым для
церкви оказался Р. Альберта Великого и его ученика Фомы Ливийского
(13
в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христианской теологии.
Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: "до вещей" в божественном
разуме - как их "идеи", вечные прообразы; "в вещах" - как их сущности,
субстанциальные формы; "после вещей" в человеческом разуме - как понятия,
результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской
формой, а материя служит принципом индивидуации, т. е. разделения всеобщего
на особенное. Умеренный Р., серьёзно поколебленный номиналистом У. Оккамом,
продолжает
существовать и в 14 в.; последняя значит. доктрина умеренного Р. появляется
в 16 в. у Ф. Суареса, Ср. -век. Р. (как и унаследовавший его установки
классич. рационализм), пытаясь осмыслить проблему общего и единичного,
не разрешил противоречий, обусловленных интерпретацией общих понятий как
абстракций, предшествующих обобщающей деятельности познания.


В совр. бурж. философии Р. в основном выступает
как идеалистич. гносеологич. концепция, разделяющаяся на школы непосредственного
Р. (см. Неореализм) и опосредованного Р. (см. Критический реализм).
В
бурж. истории философии Р. часто неправомерно противопоставляется идеализму
(см. ст. Материализм).


Лит.: Штёкль А., История средневековой
философии, М., 1912; Трахтен6ерг О. В., Очерки по истории западноевропейской
средневековой философии, М., 1957; Котарбиньский Т., Спор об универсалиях
в средние века, Избр. произв,, М., 1963; Богомолов А, С., Философский реализм
в XX веке, "Вестник МГУ. Философия", 1971, 4-6; Тауlor H. О.,
The mediaeval mind, 4 ed., v. 1-2, Camb., 1959; Grabmann M., Die Geschichte
der scholastischen Methode, Bd 1 - 2, В., 1957; Carre М. Н., Realists and
nominalists, Oxf., 1961; Copleston F., A history of philosophy, v. 2-3,
N. Y., 1962-63; Stegmuller W., Clauben, Wissen und Erkennen, 2 Aufl.,
Darmstadt, 1967.


См. также лит. при статьях Неореализм
и
Критический реализм. А. Л. Доброхотов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я