РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ поступление
изготовленной продукции в нар.-хоз. оборот с оплатой её по существующим
цепам. Реализованной считается продукция, отпущенная за пределы пром. предприятия
и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией. Факт Р.
п. свидетельствует о том, что произведённая продукция необходима нар. х-ву
для удовлетворения определённых общественных потребностей. Объём Р. п.
определяет степень участия предприятий и отраслей нар. х-ва в процессе
социалистич. расширенного воспроизводства. Р. п. является важнейшим
экономич. показателем, характеризующим хозяйственно-финансовую деятельность
пром. предприятий, производств. объединений, мин-в и ведомств.


Р. п. по основной номенклатуре утверждается
производств. предприятиям вышестоящей организацией в натуральном и стоимостном
выражении, включая показатели качества (см. Качество продукции). Количеств.
задания по Р. п. устанавливаются на основе разрабатываемых плановыми органами
и мин-вами соответствующих материальных балансов. Для оценки качества
реализуемой продукции определяются: объём и удельный вес продукции, качество
к-рой находится на уровне лучших отечеств. и зарубежных изделий соответств.
вида; объём и удельный вес изделий, аттестованных Государственным знаком
качества;
показатели сортности и др.


В плановый объём Р. п. включается стоимость
предназначенных к поставке потребителям и подлежащих оплате в планируемом
периоде готовых изделий и полуфабрикатов собственного произ-ва, а также
работ пром. характера, включая капитальный ремонт своего оборудования и
транспортных средств, реализацию продукции своему капитальному строительству
и непромышленным х-вам, находящимся на балансе предприятия. При определении
планового объёма Р. п. учитывается также изменение остатков: нереализованной
продукции на начало и конец планируемого периода; готовых изделий на складе;
товаров отгруженных, но не оплаченных, и т. д. В объём Р. п. не включается
выручка от непромышленной деятельности предприятия (строительства, жилищно-коммунального
х-ва, подсобных с.-х. предприятий).


Объём Р. п. рассчитывается, как правило,
по заводскому методу, т. е. в стоимость планируемых к реализации готовых
изделий и полуфабрикатов не включается та их часть, к-рая поступает во
внутризаводской оборот и используется на собственные нужды предприятия.
Для определения объёма Р. п. в производств. объединениях, комбинатах и
фирмах, состоящих из неск. заводов и фабрик, не имеющих самостоятельного
баланса, из совокупного объёма Р. п. всех предприятий, входящих в данное
объединение, исключается внутризаводской оборот. Общий объём Р. п. по отрасли
определяется как сумма объёмов реализованной продукции всех входящих в
сё состав предприятий.


Плановый объём Р. п. определяется в оптовых
ценах предприятий, принятых в плане (без налога с оборота), с учётом
установленных в прейскурантах доплат и скидок, а в нек-рых случаях - по
неизменным ценам, применяемым для исчисления объёма товарной продукции.


Фактический объём Р. п. определяется: а)
в ценах, фактически действующих в отчётном периоде (для определения размеров
фактич. прибыли от реализации); б) в оптовых ценах предприятий, принятых
в плане (для оценки выполнения плана и темпов роста произ-ва в сопоставимых
ценах и для определения размеров фондов экономического стимулирования
в
соответствии с уровнем выполнения плана).


В нар.-хоз. практике продукция считается
реализованной после поступления оплаты за неё от покупателя или заказчика
на расчётный счёт или на спецссудный счёт предприятия-поставщика.
При расчётах путём зачёта взаимных требований продукция считается реализованной
после отражения результатов зачёта на счетах предприятия-поставщика. Продукция,
отпущенная своему капитальному строительству, учитывается на счёте реализации
по мере оплаты её банком с соответствующих счетов финансирования капитальных
вложений. Остальные работы пром. характера включаются в объём Р. п. со
дня отражения предприятием стоимости этих работ на счёте реализации.


Осн. направления увеличения объёма Р. п.:
выпуск продукции более высокого качества, пользующейся повышенным спросом
у потребителей; увеличение количества выпускаемой продукции; улучшение
работы снабженческо-сбытовых и финансовых служб предприятий; совершенствование
кредитных и расчётных отношений; экономически обоснованная политика цен
(см. в статьях Цена и Ценообразование).


Объём Р. п. как важнейший экономич. показатель
устанавливается предприятиям в соответствии с решениями Сентябрьского (1965)
пленума ЦК КПСС. Показатель Р. п. существенно отличается от ранее утверждавшегося
предприятиям показателя валовой продукции (см. Валовая продукция промышленного
предприятия).
Он позволяет более эффективно использовать товарно-денежные
отношения при обосновании планов промышленных предприятий, темпов и пропорций
развития отраслей, способствует повышению качества изделий, побуждает плановые
органы, хоз. организации и предприятия заниматься изучением нар.-хоз. потребностей
и спроса населения. Выполнение и перевыполнение предприятием гос. плана
по Р. п. непосредственно влияет на рентабельность и величину отчислений
от прибыли в фонды экономич. стимулирования предприятия.


Лит.: Котов В. Ф., Планирование
реализации продукции, прибыли и рентабельности в промышленности, М., 1969;
Основы и практика хозяйственной реформы в СССР, под ред. Н. Е. Дрогичинского,
В. Г. Стародубровского, М., 1971; Планирование народного хозяйства СССР,
под ред. Л. Я. Берри, 2 изд., М., 1973. В. Ф. Пархоменко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я