РЕАКТИВНО-ТУРБИННОЕ БУРЕНИЕ

РЕАКТИВНО-ТУРБИННОЕ БУРЕНИЕ способ
проходки вертикальных скважин большого диаметра при помощи реактивно-турбинных
буров (РТБ). Применяется для проходки верхних интервалов нефтяных, газовых,
водопонижающих, технических, вентиляционных и т. п. скважин, для строительства
эксплуатационных и вентиляционных стволов на угольных, нефтяных и др. месторождениях
полезных ископаемых, а также для гидротехнич. сооружений (напр., пирсов,
причалов, береговых укреплений, русловых опор железнодорожных и автомобильных
мостов и др.).


При Р.-т. б. диаметр долот значительно
меньше получаемого диаметра скважины. Это достигается конструктивным исполнением
буров, в к-рых забойные двигатели (напр., турбобуры) устанавливаются
со смещением относительно оси вращения бурильной колонны. В зависимости
от диаметра бурения число турбобуров в забойном агрегате может быть два
и более. Под действием потока рабочей жидкости валы турбобуров и закреплённые
на них шарошечные долота приводятся в движение и в результате взаимодействия
с породой возникают реактивные силы, к-рые вращают бур и бурильную колонну
в сторону, противоположную вращению долот.


В СССР для проходки вертикальных скважин
применяются РТБ диаметром 760, 920, 1020, 1260, 1560, 1730, 2080, 2600-2860
мм,
к-рые
позволяют бурить скважину за один проход инструмента без последующего её
расширения. Предложены сов. учёными Р. А. Иоаннесяном, Г. И. Булахом и
М. Т. Гусманом в 50-х гг. 20 в. В. А. Высоцкий.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я