РАЦИОНАЛИЗМ

РАЦИОНАЛИЗМ (франц. rationalisme,
от лат. ratkmalis - разумный, ratio - разум), филос. направление, признающее
разум основой познания и поведения людей. Р. противостоит как фидеизму
и
иррационализму,
так
и сенсуализму (эмпиризму). Термин "Р." используется для обозначения
и характеристики филос. концепций с 19 в. Исторически рационалистич. традиция
восходит к др.- греч. философии: напр., ещё Парменид, различавший
знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению"
(достигнутоев результате чувств. восприятия), усматривал в разуме критерий
истины.


Как целостная система гносеологич. воззрений
Р. начал складываться в новое время в результате развития математики и
естествознания. В противоположность ср.-век. схоластике и религ.
догматизму классич. Р. 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н.
Мальбранш,
Г.
Лейбниц)
исходил
из идеи естеств. порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь
мир. Т. о., принципы Р. разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты
(Лейбниц): Р. у них приобретал различный характер в зависимости от того,
как решался вопрос о происхождении знания.

Рафаэль. "Сикстинская мадонна". 1515-19.
Дрезденская картинная галерея.

Я. ван Рёйсдал. "Болото". Эрмитаж. Ленинград.


Р. 17-18 вв., утверждавший определяющую
роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним
из филос. источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен
и для франц. материалистов 18 в., стоявших на позициях материалистич. сенсуализма
и выступавших против спекулятивных построений Р.


Обосновывая безусловную достоверность науч.
принципов и положений математики и естествознания, Р. пытался решить вопрос:
как знание, полученное в процессе познават. деятельности человека, приобретает
объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму
Р. утверждал, что науч. знание, обладающее этими логич. свойствами, достижимо
посредством разума, к-рый выступает его источником и вместе с тем критерием
истинности. Так, напр., к осн. тезису сенсуализма "нет ничего в разуме,
чего прежде не было в ощущениях" (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление:
"кроме самого разума", т. е. способности разума постигать не только частное,
случайное (чем ограничивается чувств. восприятие), но и всеобщее, необходимое.


Обращение к разуму как единств. источнику
науч. знания привело Р. к идеалистич. заключению о существовании врождённых
идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от
чувственности (Лейбниц). Принижение Р. роли чувств. восприятия, в форме
к-рого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв
мышления от объекта познания.


И. Кант, пытавшийся примирить идеи
Р. и сенсуализма, полагал, что "всякое наше знание начинает с чувств, переходит
затем к рассудку и заканчивается в разуме..." (Соч., т. 3, М., 1964, с.
340). Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины.
Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности
(см. Априори) не только понятийных форм (как это было в классич.
Р.), но и форм созерцания - пространства и времени. Но кантовский Р. сохраняет
свою силу лишь ценой принятия позиции агностицизма; он распространяется
только на мир явлений, но не на "вещь в себе", объективную реальность.


В философии Г. Гегеля началом и
сущностью мира была объявлена абс. идея, или абс. разум, а процесс познания
был превращен в самопознание разума, к-рый постигает в мире своё собств.
содержание. Поэтому развитие объективного мира предстаёт у Гегеля как чисто
логич., рациональный процесс, а его Р. приобретает характер панлогизма.


В бурж. философии 19 и 20 вв. вера в неограниченную
силу человеческого разума была утрачена (позитивизм, неопозитивизм и
др.); преобладающей становится критика классич. Р. с его идеалами могущества
разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека. Эта
критика ведётся как с позиций иррационализма (напр., во фрейдизме, к-рый
отстаивает ведущую роль нерациональных, подсознательных компонентов, в
интуитивизме
и
экзистенциализме),
так
и в духе умеренного, ограниченного Р., связанного уже не столько с логич.
проблематикой познания, сколько с поиском социально-культурных оснований
и границ Р. (напр., в концепциях М. Вебера, К. Манхейма).


Ограниченность и односторонность Р. были
преодолены марксизмом. Разрешение противоречия между эмпиризмом и Р. стало
возможным на принципиально новых основах, разрабатываемых в теории познания
диалектич. материализма. Осн. условием решения этой проблемы явился анализ
процесса познания в органич. связи с практич. деятельностью по преобразованию
действительности. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него
к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной
реальности" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 152-53).


Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе,
Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд,, т. 3; Энгельс Ф., Диалектика природы,
там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 29; Декарт Р., Рассуждение о методе. Избр. философские произведения,
М., 1950; Лейбниц Г., Новые опыты о человеческом разуме, М., 1936; История
философии, т. 1, М., 1957, гл. 5; Girgensohn К., Der Rationalismus des
Abendlandes, Greifswald, 1921; Сassirer E., Die Philosophic ,der Aufklarung,
Tubingen, 1932; Santillana G. de, Zilsel E., The development of rationalism
and empiricism, Chi., 1941. Б. С. Грязное.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я