Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК в

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК в

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК в СССР,
система мер, направленных на устранение встречных, излишне дальних, повторных
перевозок продукции, вызывающих непроизводит. нар.-хоз. затраты. Основные
меры, способствующие устранению нерациональных перевозок: приближение пром-сти
к источникам сырья, топлива (энергии) и пунктам потребления готовой продукции
при тщательном учёте транспортного фактора; комплексное развитие нар. х-ва
по экономич. р-нам страны (см. Размещение производительных сил)', правильное
распределение грузовых перевозок между разными видами транспорта с учётом
экономически целесообразных сфер использования каждого из них и их взаимодействия
(см. Смешанные перевозки); совершенствование планирования материально-технического
снабжения,
сбыта и перевозок, исключающее нерациональные перевозки;
повышение степени транспортабельности грузов перед их предъявлением к перевозке
(прессование хлопка, сена, соломы, металлич. стружки, пакетирование грузов,
погрузка в контейнеры, на поддоны) и др.


Устранение нерациональных перевозок достигается
прежде всего на основе оптимального планирования размещения произ-ва и
потребления по р-нам страны и установления рациональных транспортно-экономич.
связей между ними. Такое оптимальное планирование требует решения многовариантных
задач и наличия полной исходной информации о размещении ресурсов и потреблении
отд. видов продукции, о затратах на перевозки и хранение по разным вариантам
снабжения нар. х-ва данной продукцией.


В совр. условиях выбор наивыгоднейших вариантов
прикрепления потребителей к поставщикам продукции, как правило, определяется
путём применения математич. методов и ЭВМ. При построении оптимальных планов
снабжения, сбыта и перевозок для целей текущего планирования (при уже заданных
размерах и размещении произ-ва и потребления по р-нам и пунктам) решается
т. н. транспортная задача открытого типа. Критерием оптимальности
планов
в этом случае служит достижение миним. затрат на перевозки. Оптимальные
планы перевозок утверждаются в виде т. н. общесетевых схем нормальных грузопотоков
по каждому массовому грузу в отдельности. Эти схемы обязательны для грузоотправителей
и транспортных орг-ций. Многолетний опыт показал, что разработка и применение
нормальных (оптимальных) схем грузовых потоков позволяют снизить нар.-хоз.
затраты на перевозки в среднем на 4-6%, а по грузам децентрализованного
произ-ва и потребления (напр., кирпич, минеральные, строит. материалы,
железобетонные изделия) - до 20% и более.


При перспективном планировании, когда одновременно
решается задача Р. г. п. и размещения произ-ва, за критерий оптимальности
принимается достижение минимальной величины совокупных затрат нар. х-ва
на производство и перевозку той или иной продукции.

Е. Д. Хануков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я