РАФАЭЛЬ

РАФАЭЛЬ [собств. Раффаэлло
Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.3 (по др. данным,
6.4). 1483, Урбино,- 6.4.1520, Рим], итальянский живописец и архитектор.
Иск-во Р., привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило
в себе гуманистич. представления о прекрасном и совершенном мире, высокие
жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения.



Р. родился в семье живописца Джованни Санти.
В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Уже
в ранних произв. Р., в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется
рука высокоодарённого художника ("Сон рыцаря", Нац. галерея, Лондон; "Три
грации", Музей Конде, Шантийи; "Мадонна Конестабиле", Эрмитаж, Ленинград;
все три - ок. 1500-02). Покинув мастерскую Перуджино, Р. создаёт алтарный
образ "Обручение Марии" (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному
построению близкий к фреске Перуджино "Передача ключей"; композицию увенчивает
изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением
изображения. В 1504 Р. отправляется во Флоренцию, где изучает произв. её
выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо
да Винчи),
а также анатомию и перспективу. В живописи Р. появляется
больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго
уравновешенной ("Св. Георгий", ок. 1504-05, Нац. гал., Вашингтон). Славу
Р. приносят многочисл. алтарные образы; его мадонны 1504-08, полные чистой
материнской прелести, либо держат младенца на руках ("Мадонна Грандука",
Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец
Христос играет с младенцем Иоанном ("Мадонна в зелени", Художественно-ист.
музей, Вена; "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем", или т. н. "Прекрасная
садовница", илл. см. т. 11, табл. IV, стр. 48-49). Менее удалась Р. многофигурная
композиция, рассчитанная на драматич. эффект ("Положение во гроб", 1507,
Галерея Боргезе, Рим). В 1508 Р. через Браманте получает от папы
Юлия
11
приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце); в Риме мастер
ближе знакомится с антич. памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь
Р. создаёт наиболее капитальное произведение - росписи парадных зал (т.
н. станц) Ватиканского дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их
офиц. программы (прославление католич. церкви и папы римского): в них воспевается
идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физич.
природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно-величавых композициях
станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных
зданий. Р. удалось блестяще связать изображённое пространство с реальным,
не создав при этом впечатления обмана зрения. В Станца делла Сеньятура
(1509-11; илл. см. т. 9, табл. XVII, стр. 192-193, т. 11, стр. 35) Р. представил
4 области человеческой деятельности: богословие ("Диспута"), философию
("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и
Сила" с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие
аллегорич. фигуры, библейские и мифологич. сцены (на плафоне). Во 2-м зале
(Станца д'Элиодоро, 1511 - 14), где с особой силой проявилось дарование
Р. - мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы ("Изгнание
Элиодора", "Встреча Льва I с Аттилой", "Месса в Больсене", "Освобождение
апостола Петра из темницы"). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает
оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Станца дель Ипчендио,
1514-1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но
и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистич. принципы
иск-ва Р. К ватиканским фрескам примыкают работы Р. над картонами к серии
шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515-16, итал.
карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др. собрания).
Духом антич. классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска
"Триумф Галатеи" на вилле фарнезина в Риме (1514).

Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галерея
Уффици. Флоренция.



В Риме достигает зрелости талант Р.- портретиста;
в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера
персонажей, напр.: сдержанную властность Юлия II (ок. 1511, Галерея Уффици,
Флоренция), надменность неизвестного кардинала (ок. 1512, Прадо, Мадрид),
душевную мягкость "Женщины в покрывале" ("Донна велата", ок. 1513, Галерея
Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастилъоне, близкого
друга Р. (илл. см. т. 5, стр. 276), изнеженность папы-эпикурейца Льва
X
("Лев X с кардиналами", ок. 1518, Галерея Палатина). В рим. мадоннах Р.
настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства
("Мадонна Альба", ок. 1510-11, Нац. галерея, Вашингтон; "Мадонна ди Фолиньо",
ок. 1511-12, Ватиканская пинакотека; "Мадонна в кресле", ок. 1516, Галерея
Палатина).

Рафаэль. Капелла Киджн церкви Санта-Мария
дель Пополо в Риме. 1512 -1520. Интерьер.



Самое совершенное произведение Р. - "Сикстинская
мадонна" (1515-19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая
в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности. В последние годы недолгой
жизни Р. был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих
из них [фрески в "лоджии Психеи" виллы Фарнезина (1514-18), а также фрески
и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана (1519; илл. см. т. 7, стр. 354)]
своим помощникам и ученикам (Джулио Романа, Дж. Ф. Пенни, Перино
дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами;
в этих произв. отчётливо проявляется тяготение к маньеризму. Позднейшим,
неоконченным алтарным образом Р. является "Преображение" (1519-1520, Ватиканская
пинакотека).


Исключительное значение имеет деятельность
Р.-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством
Браманте,
и
Палладио. После смерти Браманте Р. занял должность гл. архитектора
собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый
Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане
церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви
Санта-Мария дель Пополо (1512-20). Р. также построил палаццо: Видони-Каффарелли
(с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже
(надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей
пластикой фасада (оба - в Риме), Папдольфини во Флоренции (строился с 1520
по проекту Р. арх. Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью
форм и интимностью интерьеров. В этих произв. Р. неизменно связывал рисунок
и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки,
размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно
более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично
осуществлённым архит. замыслом Р., является рим. вилла Мадама (с 1517 стр-во
продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с
окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.

Рафаэль и Дж. да Сангалло. Палаццо Пандольфини
во Флоренции. С 1520.



Хотя Р. и не имел среди своих учеников
достойных преемников, его иск-во долгое время сохраняло значение непререкаемого
авторитета и образца (его примером вдохновлялись Н. Пуссен, А. А. Иванов
и др.). Однако на наследие Р. опирались и защитники академизма, видевшие
в его произв. высшие образцы идеализирующего иск-ва; поэтому противники
академизма нередко выступали против Р., недооценивая при этом истинные,
глубоко реалистич. основы его творчества.


Лит.: Рафаэль Санти. [Альбом. Вступит.
ст. А. Габричевского], М., 1956; Алпатов М. В., Этюды по истории западноевропейского
искусства, [2 изд., М., 1963], с. 75 - 116; Гращенков В. Н., Рафаэль, М.,
1971; Fisсhеl О., Raphael, v. 1-2, L., [1948]; Dussler L., Raffael. Kritisches
Verzeich-nis der Gemalde, Wandbilder und Bildteppichen, [Munch., 1966];
Raffaello, v. 1 - 2, Novarа, 1968. ML. В. Алпатов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я