РАСЩЕПИТЕЛЬ ФАЗ

РАСЩЕПИТЕЛЬ ФАЗ электрическая
машина,
преобразующая однофазный переменный ток в многофазный (обычно
трёхфазный) без изменения его частоты. Конструктивно Р. ф. выполнен в виде
асинхронной или синхронной машины с однофазной статорной обмоткой (наз.
также двигательной, т. к. она обеспечивает вращение ротора машины), подключённой
к источнику питания. Пульсирующее магнитное поле, возбуждаемое статорной
обмоткой, можно рассматривать как суперпозицию двух вращающихся (встречно)
магнитных полей: прямого (вектор напряжённости к-poro вращается в том же
направлении, что и ротор) и обратного. Обратное поле почти полностью компенсируется
(демпфируется) полем токов, наведённых в замкнутой накоротко обмотке вращающегося
ротора, поэтому результирующее поле статорной и роторной обмоток представляет
собой магнитное поле, вектор напряжённости к-рого вращается с частотой
однофазного переменного тока. На статоре под прямым углом к двигательной
обмотке расположена генераторная обмотка, в к-рой под действием вращающегося
магнитного поля индуцируется переменный ток, вектор к-рого сдвинут по фазе
на 90° относительно вектора питающего тока. Источником многофазного тока
являются двигательная и генераторная обмотки, соответствующим образом соединённые
между собой. Генераторная обмотка используется также для асинхронного пуска
Р. ф. при однофазном питании. Р. ф. применяют на электрифицированном ж.-д.
транспорте для преобразования однофазного тока контактной сети в трёхфазный
ток, питающий вспомогат. асинхронные двигатели электровозов и электропоездов.


Лит.: Тихменев Б. Н., Трахтман Л.
М., Подвижной состав электрических железных дорог, 3 изд., ч. 3, М., 1969;
Козорезов М. А., Расщепители фаз электровозов переменного тока, М., 1961;
Иоффе А. Б., Тяговые электрические машины, 2 изд., М.- Л., 1965. Н.
Н. Горин.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я