РАСТРЕЛЛИ

РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Варфоломей
Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) [1700, Париж (?),- 1771, Петербург],
русский архитектор, глава русского барокко сер. 18 в. Итальянец по происхождению,
сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился
за границей (возможно, в Италии) между 1725-30. В 1730-63 придворный архитектор.
Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге,
1732-33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736-40) и Митаве (ныне
Елгава, 1738-40); оба пункта на терр. Латвии], подчёркнутые горизонтальность
членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют
о близости ранних построек Р. к рус. архитектуре 1-й четв. 18 в. В зрелый
период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европ. барокко были переосмыслены
Р. под влиянием рус. нац. художеств. культуры. Это проявилось в стремлении
к пространств. размаху архит. ансамбля, применении характерных для рус.
зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой
стен, позолотой, растит. мотивами в декоре. Новые качества в творчестве
Р. сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг.-деревянном Летнем
дворце в Петербурге (1741-44, не сохранился; илл. см. т. 14, стр. 28) и
Андреевской церкви в Киеве (проект 1747; построена в 1748-67 арх. И. Ф.
Мичуриным; илл. см. т. 3, табл. I, стр. 80-81 и т. 12, табл. V, стр. 96-97).

В. В. Растрелли. Портрет работы художника
П. Ротари. 1750-е гг. Русский музей. Ленинград.




В последней Р., творчески используя
традиции рус. зодчества 17 в., создал контраст между массивным центр. куполом
и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную
направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах
постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность,
устремлённость ввысь. В 1747-52 Р. работал над постройкой Большого дворца
в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив осн. композицию дворца петровской
эпохи, Р. расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся
изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью
облика дворцовую церковь и "корпус под гербом", заново создал все интерьеры.
Для пышных и праздничных интерьеров Р. характерны яркая полихромия, изобилие
декора: отражения в многочисл. зеркалах, мерцающая позолота деревянной
резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь,
создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний. В период стр-ва
дворцов М. И. Воронцова (1749-57) и С. Г. Строганова (1752-54; илл. см.
т. 14, табл. XX, стр. 320-321) в Петербурге завершилось формирование зрелого
стиля Р. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Р.
необычайную пластичность. Р. широко пользуется наружными колоннами; собранные
парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг гл. композиц.
узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер
тектонического декора. Р. перестроил также Большой (Екатерининский) дворец
(1752-57; илл. см. т. 3, стр. 13 и т. 7, табл. LII, стр. 544-545) в Царском
Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала гл. пространств.
координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад
парадных помещений, масштаб к-рых нарастает к центру - Большому залу и
Картинной гал., подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-зап. конец
здания. Ритмич. разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад
с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие
богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия
фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжеств.
облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Р.-
Смольный
монастырь
(1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Петербурге, к-рые он задумал
как грандиозные, замкнутые в себе гор. ансамбли.

В.В. Растрелли. Модель Смольного монастыря.
Середина 18 в. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР.
Ленинград.



Лит.: Виппер Б. Р., В. В. Растрелли,
в кн.: История русского искусства, т. 5, М., 1960; Денисов Ю., Петров А.,
Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества, Л., 1963.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я