РАССУДОК И РАЗУМ

РАССУДОК И РАЗУМ филос. категории,
сформировавшиеся в домарксистской философии и выражающие определённые способы
теоретич. мышления. Различение Р. и р. как двух "способностей души" намечается
уже в античной философии: если рассудок - способность рассуждения - познаёт
всё относительное, земное и конечное, то разум, сущность к-рого состоит
в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное. У Николая
Кузанского,
Дж. Бруно, И. Гамана, Ф. Якоби, Ф. Шеллинга
и
др. сложилось представление о разуме как высшей по сравнению с рассудком
способности познания: разум непосредственно "схватывает" единство противоположностей,
к-рые рассудок разводит в стороны. Согласно И. Канту, осн. функцией
рассудка в познании является мыслит. упорядочение явлений. Разум же, пользующийся
средствами рассудка, стремится постигнуть "вещь в себе", но не достигает
этой цели и остаётся в границах рассудка. Г. Гегель истолковывал
рассудок как "...необходимый момент разумного мышления" (Соч., т. 3, М.,
1956, с. 278). Диалектич. метод, по мысли Гегеля, на высшей своей ступени
предстаёт как "...рассудочный разум или разумный рассудок" (там же, т.
5, М., 1937, с. 4). Вместе с тем Гегель отождествил рассудок с мегафизич.
пониманием действительности и противопоставил его диалектике разума. С
точки зрения диалектич. материализма, процесс развития теоретич. мышления
предполагает взаимосвязь Р. и р. С рассудком связана способность строго
оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить
знания в определённую систему. Опираясь на рассудок, разум выступает как
творческая познават. деятельность, раскрывающая сущность действительности.
Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создаёт новые
идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я