РАСИН

РАСИН (Racine) Жан (21.12.1639,
Ферте-Милон, графство Валуа, ныне деп. Эн,- 21.4.1699, Париж), французский
драматург, чл. Франц. академии (1673). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов
(см. Янсенизм), в школах к-рых получил образование, сочинил оды,
был приближен ко двору. Ранняя трагедия "Фиваида, или Братья-враги" пост.
и изд. в 1664. Единств. комедия Р. "Сутяги" (пост. 1668, изд. 1669) высмеивает
франц. суд. Новую страницу в историю франц. драматургии и театра вписала
трагедия "Андромаха" (пост. 1667, изд. 1668). Выступив после П. Корнеля,
Р. создал классицистскую трагедию любовных страстей, выдвинувшую на первый
план нравст. проблематику и отличавшуюся проникновенным изображением страдающего
человека.


Тонкий и точный психологизм раскрывает
драму внутренне раздвоенной личности, мятущейся между долгом и страстью,
любовью и ненавистью. Наиболее глубоко и поэтично рисует Р. душевный мир
женщин - ведущих персонажей его произведений.


Трагедии поэта строятся естественно и
просто,
подчиняясь внутр. логике чувств героев. Поэтому характеры и слово приобретают
у Р. особенно большое значение, тогда как внеш. действие сводится почти
на нет и легко укладывается в рамки трёх единств. В то же время эта строго
организованная форма предельно насыщена бушующими в её рамках страстями,
ослепляющими человека, превращающими его, вопреки собств. воле и разуму,
в преступника и тирана, в жертву своей необузданности. Идеальные героини
Р., напротив, стойко противостоят слепым страстям и произволу, готовы пожертвовать
собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти свою душевную
чистоту.

Ж. Расин.


Гос-во обычно предстаёт у Р. как начало
деспотическое, близкое к вост. тирании, под игом к-рого гибнет всё светлое
и добродетельное. Яркая политич. трагедия поэта "Британник" (пост. 1669,
изд. 1670) изображает рождение тирана. Дворянская природа абсолютной монархии
обнаруживается здесь особенно ясно.


Расиновский идеал самоотречения, выражавший
веру поэта в нравств. и обществ. необходимость ограничения человеком своих
личных стремлений, наиболее явно воплощён в трагедии "Береника" (пост.
1670, изд. 1671), воспевающей отречение всех её героев от страсти. Но и
здесь в центре оказываются страдания, к-рые влечёт за собой исполнение
требований гос-ва, а последующие трагедии Р. снова строятся на конфликте
между монар-хич. деспотизмом и его жертвами ("Баязет", пост. и изд. 1672;
"Митридат", пост. и изд. 1673; "Ифигения в Авлиде", пост. 1674, изд. 1675).
В "Федре" (пост. и изд. 1677) Р. с большой силой раскрыл трагедию высоконравств.
женщины, ведущей тяжкую борьбу с одолевающей её преступной страстью. Величайшая
трагедия поэта свидетельствовала о кризисе расиновского идеала самоотречения
и таила в себе предощущение кризиса всего старого миропорядка.


Жизненная правда и сила изображённых Р.
страстей и раньше шокировала придворные круги. Особенно возмутила их "Федра".
Р. обвинили в безнравственности и провалили первые постановки пьесы. Он
прекратил писать для театра. Это было связано и с новым обращением поэта
к янсенизму. К драматургии Р. вернулся после 12-летнего перерыва, сочинив
трагедию "Эсфирь" (пост. и изд. 1689) для воспитанниц Сен-Сирского монастыря.
Поэт взывал к религ. терпимости. Новый жанр религ.-политич. драмы чётко
определился в трагедии на библейский сюжет "Гофолия" (пост. 1690, изд.
1691), завершающейся вооруж. восстанием народа против властителя-деспота.
Здесь любовная тема полностью вытеснена актуальным обществ. содержанием.
Предвосхитив просветительскую трагедию 18 в., Р. и в библейских драмах
остался верен осн. принципам своей поэтики: правдоподобие, экономия художественных
средств и др. Благородной простотой отличается и язык Р. Завершают лит.
деятельность Р. "Духовные песни" (1694) и "Краткая история Пор-Рояля" (изд.
1742). Крупнейший поэт классицизма, Р. оказал огромное влияние на всех
представителей этого направления у себя на родине и за её пределами. Его
творчество сохраняло всё своё значение и в годы Великой франц. революции.

Ж. Расин. "Сочинения". Фронтиспис. Амстердам.
1709.



В кон. 18 - нач. 19 вв. на рус. яз. было
переведено большинство трагедий Р. Роль Федры стала одной из коронных ролей
Е. С. Семёновой. Высоко оценили трагедии Расина А. С. Пушкин и А. И. Герден.
В 1921 в новом переводе В. Я. Брюсова "Федра" была поставлена моск. Камерным
театром с А. Г. Коонен в гл. роли.

Ж. Расин. Сцена из спектакля "Митридат".
Театр "Комеди Франсез". 1952.



Соч.: CEuvres, t. 1 - 5, P., 1931; CEuvres
completes. Preface de P. Clarac, P., [1969]; Theatre complet [Texte etabli,
avec pref., notices et notes, par M. Rat]. P., 1963; в рус. пер,- Соч.,
т. 1 - 2, М.- Л., 1937; Федра, лер. В. Брюсова, предисл. Г. Бояджиева,
М,- Л., 1940; Сутяги, Л.- М., 1959.


Лит.: Мокульский С., Расин, Л.,
1940; Гриб В. Р., Расин, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Шафаренко И.,
Ж. Расин, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Lemaitre J., Jean Racine,
P., [1908]; Vossler К., J. Racine, Munch., 1926; Mo met D., J. Racine,
P., 1944; Воnzоn A., La nouyelle critique et Racine, P., 1970; Eigeldinger
M., La mythologie solaire dans Гoeuvre de Racine, Gen., 1970; Roubine J.
J., Lectures de Racine, P., [1971]; Тurnell M., J. Racine-dramatist, L.,
[1972] (лит.); Pocock G., Corneille and Racine. Problems of tragic form,
L.- N. Y., 1973 (лит.). И. Л. Финкелъштейн.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я