РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ форма стихотворного
ритма,
последовательно
выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка. В
силлабическом
стихосложении
Р. с. определяется числом слогов (8-сложный стих, 11-сложный
стих); в тоническом стихосложении - числом ударений (3-ударный стих,
4-ударный стих); в метрическом стихосложении и
силлабо-тоническом
стихосложении -
числом стоп
(3-стопный ямб, 4-стопный дактиль).
Обычно различаются понятия метр
(определяющий ритмич. строение стиха,
напр. ямб), Р. с. (определяющий длину стиха, напр. 4-стопный ямб) и
разновидность Р. с. (определяющая дополнит. специфику ритма, напр. 4-стопный
ямб со сплошными мужскими окончаниями или чередование 4-стопного и 3-стопного
ямба). Однако эта терминология ещё не вполне установилась (в частности,
термины "метр" и "Р. с." иногда употребляются как синонимы).


Различные Р. с. по-разному соотносятся
с членением речи на синтагмы и колоны и, следовательно, с
её интонационным строением. Ближе всего совпадают со средним объёмом колона,
допускают наиболее естеств. и разнообразные интонации и поэтому наиболее
употребительны в рус. поэзии Р. с. с длиной строки в 8-9 слогов (4-стопные
хорей и ямб, 3-стопные дактиль, анапест и амфибрахий); более короткие Р.
с. звучат отрывисто, более длинные - торжественно и плавно. Эти естеств.
особенности во взаимодействии с историко-лит. традициями определяют тяготение
отдельных Р. с. к тем или иным жанрам и темам. Так, 6-стопный ямб с парной
рифмовкой (александрийский стих) в рус. поэзии 18 в. употреблялся
преим. в "высоких" жанрах классицизма (поэма, трагедия, дидактич. послание
и др.), в 19 в.- в стихах на антич. темы ("антологическая лирика" А. А.
Фета, А. Н. Майкова и др.) и в меньшей степени на гражданские темы ("Элегия"
Н. А. Некрасова), а в 20 в. теряет эти области применения и остаётся почти
неупотребителен. Так, 4-стопный ямб со сплошными мужскими рифмами употреблялся
почти исключительно в стихах, связанных (хотя бы пародически) с романтической
традицией ("Шильонский узник" В. А. Жуковского, "Мцыри" М. Ю. Лермонтова,
"На Волге" и "Суд" Некрасова, "Мурманские дневники" К. М. Симонова).


В зависимости от популярности различных
жанров и освоения различной тематики употребительность разных Р. с. в истории
рус. поэзии менялась. В силлабич. поэзии 17-18 вв. господствовали размеры
11- и 13-сложный. В силлаботонич. поэзии 18 в. безраздельно господствовали
6-стопный ямб, 4-стопный ямб, вольный ямб и 4-стопный хорей. В 1-й пол.
19 в. постепенно входят в употребление 5-стопный ямб и трёхсложные размеры
(дактиль, амфибрахий, анапест, сначала чаще 4-стопные, потом 3-стопные).
Во 2-й пол. 19 в. складываются относительно устойчивые пропорции употребления
Р. с. в рус. лирике: около четверти всех стихотворений пишется 4-стопным
ямбом, четверть - остальными ямбич. Р. с., четверть - хореями, четверть
- 3-сложными размерами. В 20 в. в употребление входят несиллабо-тонич.
размеры - дольник (3- и 4-иктный), акцентный стих (3- и 4-ударный)
и др.; в остальном пропорции групп Р. с. остаются теми же, хотя отдельные
Р. с. к настоящему времени почти сходят со сцены (вольный ямб, 6-стопный
ямб), а иные, наоборот, усиленно развиваются (5-стопный хорей). Лит.
см.
при ст. Стихосложение.

М. Л. Гаспаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я