РАДИЩЕВ

РАДИЩЕВ Александр Николаевич [20(31).8.1749,
Москва,- 12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, философ, революционер.
Сын богатого помещика, Р. получил общее образование в Пажеском корпусе
(1762-66); для изучения юридич. наук был отправлен в Лейпцигский университет
(1767-71), где занимался также естественными науками.


Особую роль в формировании его мировоззрения
сыграли сочинения франц. просветителей, особенно К. А. Гельвеция. По возвращении
в Россию Р. был назначен протоколистом в Сенат; с 1773 служил обер-ауди-тором
(юридич. советником) штаба Финл. дивизии в Петербурге. К этому А.Н. Радищев,
времени относится начало его лит. деятельности. В 1771-1773 Р. выполнил
ряд переводов; наиболее интересен изданный Н. И. Новиковым в 1773 перевод
соч. Г. Мабли "Размышления о греческой истории" с примечаниями Р.; в одном
из них он утверждал, что "самодержавство есть наипротивнейшес человеческому
естеству состояние", и доказывал, что парод имеет право судить монарха-деспота
(Полн. собр. соч., т. 2, 1941, с. 282, прим.). В 1775 Р. вышел в отставку;
в 1777 поступил на службу в Коммерц-коллегию (с 1780 пом. управляющего,
с 1790 управляющий Петерб. таможней).


Материалистически решая осн. вопрос философии
("...Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе",
там же, с. 59), Р. отстаивал идею беспредельной познаваемости мира. Познание
осуществляется чувственным восприятием, опытом и разумом, причём Р. подчёркивал,
что при существовании разных видов "силы познания" сама она "едина и неразделима".
Гл. свойства материи - бытие, движение, пространство и время. Материальный
орган мысли - мозг; отличит. особенность человека - речь. Говоря о непрерывной
эволюции как результате борьбы противоположностей, доказывая, что "...
будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния
противоположные суть следствия одно другого неминуемые" (там же, с. 98),
Р. подходил к диалектике.


Историч. процесс Р. рассматривал как развитие
по спирали, в к-ром эпохи регресса ("заблуждения", "рабства") сменяются
эпохами прогресса ("истины", "вольности"). Из этого он делал вывод о неизбежности
революций. Человек - существо не только общественное, но и активное. Поэтому
движущей силой историч. процесса в конечном счёте являются люди; их эгоистич.
"страсти" приводили в прошлом к краху "вольности" и торжеству порабощения.
Однако если люди познают гибельность эгоистич. "страстей" и сумеют их обуздать,
то в будущем революция, "вольность" может восторжествовать окончательно.
Исходя из этого, Р. огромное внимание уделял проблемам воспитания; он явился
основоположником русской революц. педагогики, этики и эстетики. Особую
роль в истории он придавал слову (лит-ре, поэзии, ораторскому иск-ву).
Активной, преобразующей, творящей силе слова посвящена незаконч. аллегорич.
оратория Р. "Творение мира" (ок. 1779-82), "Слово о Ломоносове" (1780)
и др. О роли примера, значении выдающейся личности в истории Р. писал в
"Слове о Ломоносове", "Письме к другу, жительствующему в Тобольске" (1782).
Обобщением историч. и политич. концепций Р. стала ода "Вольность" (ок.
1783) - первое произв. рус. революц. поэзии. Революция в России, на взгляд
Р., неизбежна, произойдёт она нескоро и ход её будет особым: в процессе
революции и гражд. войны громадное гос-во распадётся на части, к-рые объединятся
в добровольный союз республик и "...волка хищного (т. е. самодержавие.-Ред.)
задавят..."
(см. там же, т. 1, 1938, с. 16).


Учение об активном человеке, о праве угнетаемых
на восстание и о роли в нём выдающейся личности, вождя составило филос.-политич.
основу "Жития Ф. В. Ушакова" (1788, опубл. 1789), сюжетом к-рого является
биография друга юности Р. и рассказ о бунте рус. студентов в Лейпциге.
Мысль о зависимости человека от среды (прежде всего от политич. и социальных
условий), изображение формирования характера под воздействием обстоятельств
сделали Р. основоположником реалистич. метода в рус. прозе.


С сер. 80-х гг. Р. работал над главным
своим произв.- "Путешествием из Петербурга в Москву", в к-рое ввёл ряд
сочинений, написанных ранее. Приобретя печатный стан, Р. напечатал в нач.
1790 "Письмо к другу", а в конце мая того же года -"Путешествие...". Свободная
форма повествования, к-рую давал жанр путешествия, позволила Р. реалистически
изобразить разные стороны рус. жизни, различные сословия, рассмотреть политич.,
социальные, юридич., экономич., историч., этич., эстетич., бытовые и др.
проблемы действительности. Показав сначала полнейшее беззаконие и бесправие,
царящие во всех областях рус. жизни, Р. прямо указал на гл. источники зла
- самодержавие и крепостничество. Далее Р. вскрыл иллюзорность взглядов
тех, кто видел способы улучшения жизни в распространении образования и
развитии торговли, кто уповал на религию, личную добродетель и строгое
соблюдение законов; он показал беспочвенность надежд на "просвещённого
монарха" и бесперспективность стихийных крест. восстаний; в конечном счёте,
он подвёл читателя к выводу, что единственное средство изменения жизни
- полная ломка политич. и социальных отношений, разрушение самодержавно-крепостнич.
строя путём нар. революции. При этом Р., понимая, что условий для революции
в совр. России нет, подчёркивал: "Не мечта сие... я зрю сквозь целое столетие"
(там же, с. 368-69).

"Путешествие из Петербурга в Москву"
(СПБ, 1790). Титульный лист.



Произведение Р., будучи в узком смысле
явлением жанра "просветительского путешествия", чрезвычайно сложно в жанровом
отношении и соответственно - художественной стилистике. Метод воспроизведения
действительности в "Путешествии..." в целом реалистичен; но в воссоздании
внутр. мира самого путешественника есть элементы революц. сентиментализма;
включённая
же в гл. "Тверь" ода - произв. революц. классицизма.
Сатирич. обличение
и эмоциональный самоанализ постоянно перемежаются с бытописью и жанровыми
сценками; политич. проповедь и филос. публицистика переплетена с драматич.
исповедью и шуточными признаниями; сарказм и обличит. пафос оттеняются
повседневным говорком, издёвкой, юмором. В повествование о путешествии
и размышления героя введены "чужие" рассказы, рассуждения, письма, теоретич.
"проекты", историч. и лит. трактаты, стихи, комедийный диалог и т. д. В
связи с этим необычайно широк диапазон языковых и стилистич. средств Р.-
от крест. просторечия (но без обычной в лит-ре эпохи фонетич. транскрипции)
и лит. языка, построенного на разговорной речи, до публицистич. "слов"
и политич. проповеди, насыщенных архаизмами и славянизмами. Отрицая теорию
"трёх штилей" и стилистич. регламентацию сентиментализма, Р. создавал принципиальные
основы художественной стилистики реализма.

"Путешествие из Петербурга в Москву"
(Москва-Ленинград, 1944). Илл. В. Бехтеева.



Уже через 3 недели после появления книги
началось следствие, к-рым руководила Екатерина II. 30 июня 1790 Р. был
заключён в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни,
к-рую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10
лет в Илимский острог в Сибири. При Павле I в 1797 Р. был переведён под
надзор полиции в одно из имений отца - с. Немцово Калужской губ. В ссылке
Р. создал филос. трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792-95),
ряд экономич. и историч. трудов, поэтич. произв. Статья Р. "Памятник дактилохореическому
витязю" (1801-02) заложила основы науч. стиховедения в России.


После воцарения Александра I Р. был "прощён"
и определён па службу в Комиссию составления законов. В юридич. трудах
и законодат. проектах 1801-02 он проводил прежние идеи, требуя уничтожения
крепостного права и сословных привилегий. В ответ на угрозу новой ссылки,
реализуя мысль о праве человека на самоубийство как форму протеста (о чём
сам писал в "Путешествии..." и др. соч.), Р. отравился.


Осн. соч. Р. находились под запретом до
1905, однако они распространялись в списках (известно ок. 80 списков "Путешествия"
и 9 - "Вольности"). Идеи Р. оказали значит. воздействие на А. С. Пушкина,
декабристов, А. И. Герцена, на все последующие поколения рус. революционеров,
на рус. поэзию и развитие реализма в рус. лит-ре. Музеи Р. находятся в
Саратове и в селе Верхнее Аблязово (ныне Радищеве Кузнецкого района Пензенской
обл.), где Р. провёл детские годы. А. В. Западав.


Соч.: Полн. собр. соч., т. 1 - 3,
М.- Л., 1938-52.


Лит.: Ленин В. И.. О национальной
гордости великороссов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26; Гуковский Г. А.,
Ради щев, в кн.: История русской литературы, т. 4, М.- Л., 1947; Орлов
В. Н., Радищев и русская литература, 2 изд., Л., 1952; Макогоненко Г. П.,
Радищев и его время, М., 1956; Старцев А. И., Университетские годы Радищева,
М., 1956; его нее, Радищев в годы "Путешествия", М., 1960; Благой Д. Д.,
Радищев, в его кн.: История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960;
Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г., Запретная мысль обретает свободу, М., 1966;
Кулакова Л. И., Очерки истории русской эстетической мысли XVIII в., Л.,
1968; её же, Композиция "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева,
Л., 1972; Шторм Г., Потаённый Радищев, М., 1974; Кулакова Л. И., Западов
В. А., А. Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву". Комментарий,
Л., 1974.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я