РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА

РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА комплекс
из нескольких однотипных или разнотипных радионавигац. устройств, взаимодействующих
между собой (по радиоканалам или в рамках единой структурной схемы) и обеспечивающих
при совместной работе определение местоположения движущихся объектов и
решение др. комплексных задач навигации. Наибольшее распространение в радионавигации
получили
(начиная с 40-50-х гг. 20 в.) разностно-дальномерные (гиперболические)
и угломерно-дальномерные (полярные) Р. с.


Разностно-дальномерные Р. с., использующие
фазовый или импульсно-фазовый метод измерения разности расстояний, состоят
из 3 (или более) наземных передающих радиостанций и спец. бортового (самолётного,
корабельного) приёмоиндикаторного устройства. Одна из наземных станций,
наз. ведущей, излучает рабочие сигналы, одновременно являющиеся синхронизирующими
(см. Синхронизация) для двух др. (ведомых) станций. Ведомые станции
излучают рабочие сигналы синхронно с ведущей, по с определённой, искусственно
вводимой задержкой во времени. Наземные станции импульсно-фазовых Р. с.
излучают рабочие сигналы в импульсном режиме на одной несущей частоте,
а
станции фазовых - обычно на разных несущих частотах в режиме непрерывных
колебаний (или посылок несущих колебаний). На борту движущегося объекта
сигналы, излучённые станциями, принимаются и время их прихода сравнивается
(с учётом задержки). 2 наземные станции (ведущая и одна из ведомых) обеспечивают
измерение одной линии положения (гиперболы), а 3 (и более) наземные станции
- определение местоположения и др. навигац. элементов движения объектов.
Для каждой гиперболич. Р. с. выпускаются спец. карты, на к-рых с большой
точностью нанесены семейства гипербол, каждая из к-рых соответствует определённой
разности времени прихода сигналов от соответствующих ведущей и ведомой
радиостанций, расположенных в известных географич. пунктах; координаты
объекта определяются точкой пересечения 2 гипербол. В наст. время (сер.
70-х гг.) для навигации при значит. расстояниях (св. 500-600 км) чаще
всего применяются длинноволновые гиперболич. импульсно-фазовые системы
и сверхдлинноволновые гиперболич. фазовые системы, каждая из к-рых имеет,
как минимум, 3 мощные наземные передающие радиостанции. Длинноволновые
Р. с. работают в диапазоне частот 70-130 кгц, наземные станции этих
Р. с. имеют импульсную мощность до 4 Мвт, и при расстояниях (базе)
между станциями 1000-1300 км обеспечивается дальность действия
2000 км при проведении измерений по поверхностному лучу и до 5000
км
-
по пространственному лучу. В рабочей зоне такой Р. с. точность (среднеквадратичная
ошибка) определения местоположения объекта по поверхностному лучу 600-1250
м.
Сверхдлинноволновые Р. с. работают в диапазоне частот 10-14 кгц,
их
наземные станции непрерывно излучают мощность 100 квт, и при базовых
расстояниях 2-4 тыс. км обеспечивается дальность действия 5-10 тыс.
км. В рабочей зоне такой Р.с. точность (среднеквадратичная ошибка)
определения места 1-2,5 км днём и в 2 (и более) раза хуже ночью.
В 60-70-х гг. получают распространение длинноволновые импульсно-фазовые
Р. с. с подвижными (перевозимыми) наземными станциями, с малыми базовыми
расстояниями (порядка 200-300 км) и с дальностью действия до 400-600
км.
Кроме высокоточной навигации самолётов и кораблей на малых дальностях,
эти Р. с. благодаря использованию частот 100 кгц позволяют обеспечивать
также высокоточное вождение различного рода наземных (сухопутных) подвижных
объектов.


Угломерно-дальномерные Р. с. состоят, как
правило, из наземных всенаправленных радиомаяков, служащих для измерения
азимутов (фазовым или импульсно-фазовым методом), и бортовых импульсных
радиодальномеров,
служащих
для измерения дальности. Местоположение объекта определяется путём измерения
на объекте дальности до радиомаяка и нахождения его азимута. Такие Р. с.
работают в диапазоне УКВ (на частотах 0,1 - 1 Ггц) и имеют дальность
действия, определяемую, практически, прямой геометрической видимостью (в
возд. навигации при высоте полёта 13-15
км дальность действия достигает
600 км). Наилучшая точность определения этими Р. с. азимутальной
линии положения 0,25о и дальномерпой (круговой) линии положения
100-200 м (для 50% измерений).


В 60-х - нач. 70-х гг. созданы спутниковые
Р. с., к-рые, в зависимости от состава радионавигац. устройств, устанавливаемых
на навигационном спутнике и на обслуживаемых им движущихся объектах,
а также от применяемых методов навигац. измерений, могут быть азимутальными
(угломерными), дальномерными или угломерно-дальномерными.


Особое навигац. значение имеют сложные
комплексные (в т. ч. комбинированные - включающие радионавигационные устройства,
не взаимодействующие между собой) Р. с., например: автоматизированные системы
управления возд. движением на возд. трассах и в приаэродромных зонах, к-рые
обеспечивают эшелонирование летательных аппаратов (ЛА) по высоте, в продольном
и боковом направлениях (и тем самым предотвращение столкновений ЛА в воздухе),
опознавание ЛА, их заход на посадку; системы посадки самолётов на палубу
корабля; системы обеспечения безопасного вождения и лоцманской проводки
судов в гаванях, фарватерах и т. д.


Лит.: Белавин О. В., Зерова М. В.,
Современные средства радионавигации, М., 1965; Скиба Н. И., Современные
гиперболические системы дальней радионавигации, М., 1967; Шустер А. Я.,
Судовые радионавигационные приборы, Л., 1973; Самолётные навигационные
системы, пер. с англ., М., 1973. М. М. Райчев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я