РАДИОМАЯК

РАДИОМАЯК навигационный, радионавигационный
маяк, передающая радиостанция, установленная в известном месте на земной
поверхности или на движущемся объекте (напр., самолёте-заправщике) и излучающая
спец. радиосигналы, параметры к-рых связаны с направлением излучения. Принимая
сигналы Р. на борту другого движущегося объекта (корабля, самолёта), можно
определить направление на маяк (его пеленг). Р. относят к угломерным
(азимутальным) радионавигац. устройствам (см. Радионавигация). В
зависимости от того, ограничено или нет число направлений (курсов, зон),
с к-рых может быть определён пеленг, различают Р. направленного и всснаправленного
действия. Для пеленгации простейшего направленного Р. достаточно, как правило,
иметь на самолёте или корабле обычный радиоприёмник с ненаправленной антенной.
В зависимости от назначения Р. делят на морские и авиационные; существуют
также Р., рассчитанные на одновременное обслуживание и морских, и воздушных
объектов. В соответствии с методом радиотехнич. измерений выделяют Р. 4
осн. классов: амплитудные, фазовые, частотные и временные; наиболее распространены
амплитудные Р., к-рые подразделяют на курсовые (зональные), пеленговые
и маркерные.


Курсовые Р. предназначены для задания определённых
курсов в горизонтальной либо вертикальной плоскости. В первом случае Р.
обычно создаёт курсы (зоны), позволяющие ориентироваться на маяк или от
него и т. о. выдерживать правильное направление движения объекта. Курсовые
Р., предназначенные для задания летательным аппаратам направления снижения
в вертикальной плоскости (глиссады) и наз. глиссадными, позволяют
правильно выдерживать траекторию движения летат. аппарата при его планировании
перед посадкой. Пеленговые Р. дают возможность определять пеленг на маяк
путём сравнения положения вращающейся диаграммы направленности его излучения
в момент отсчёта пеленга с известным её положением в др. момент времени.
Маркерные Р. используются для обозначения (маркировки) пунктов, важных
в навигац. отношении (напр., контрольных пунктов при заходе самолётов на
посадку и при подходе судов к порту, пунктов излома маршрутов или фарватеров
и т. д.); обычно у таких Р. антенны- с узкой диаграммой направленности.


Р., работающие в диапазонах километровых
и более длинных волн, имеют дальность действия до 500 км. Они обеспечивают
точность пеленгации их с борта объекта 1-3° (по азимуту). Всенаправленные
Р., работающие в диапазонах дециметровых и сантиметровых волн, имеют дальность
действия, практически ограничиваемую прямой геометрич. видимостью, и обеспечивают
точность определения азимута до 0,1-0,25°.


К навигационным Р. условно относят также
передающие радиостанции с ненаправленным излучением и с отличительными
для каждой из станций сигналами (позывными); они имеют, навигац. назначение
и получили назв. ненаправленных Р. Пеленгование ненаправленных Р. на объекте
ведётся с помощью бортового радиопеленгатора. В авиации подобные Р. наз.
приводными радиостанциями. Кроме того, к ненаправленным Р. условно относят
и другие радиостанции с ненаправленным излучением, имеющие различные для
каждой станции опознават. признаки (фиксированные радиочастоты, спец. позывные
сигналы) и используемые наряду с их прямым назначением в навигац. целях:
вещательные радиостанции, радиоакустич. маяки, радиобуи, радиолокационные
маяки,
аварийные радиомаяки.

М. М. Райчев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я