РАВНОВЕСИЯ ТЕОРИЯ

РАВНОВЕСИЯ ТЕОРИЯ название ряда
немарксистских социально-историч. концепций, к-рые пытаются объяснить процессы
развития и функционирования общества или его элементов на основе принципа
равновесия, заимствованного из естествознания. Эти концепции не представляют
собой теорий в строгом смысле слова: понятие равновесия используется здесь
именно в качестве общего объяснительного принципа.


Попытки рассмотреть общество как равновесную
систему впервые возникают в европ. социальной пауке в 17 в. под влиянием
бурно развивавшегося механистич. естествознания (Б. Спиноза, Т. Гоббс,
Г. Лейбниц). Рассматривая социальные проблемы с позиций "социальной физики",
"механики страстей", мыслители той эпохи были склонны проблему обществ.
порядка сводить к существованию равновесия между частями общества, напоминающего
равновесие элементов физ. мира. Собственно Р. т. впервые получила развёрнутое
изложение в 18 в. в утопич. построениях Ш. Фурье, к-рый на "открытых"
им способах расчёта равновесия и гармонизации страстей основывал свой план
идеального человеческого общежития, а идею равновесия считал универсальной
для всего мироздания.


Во 2-й пол. 19 в. идею равновесия применительно
к обществ. проблемам развивали социологи-позитивисты О. Конт, Г. Спенсер,
А. Смолл, Л. Уорд, для к-рых эталоном по-прежнему служило равновесие физич.
систем. В нач. 20 в. концептуальные основания Р. т. несколько видоизменяются
под влиянием организмич. мышления: эталоном равновесия выступает теперь
не механич. система, а живой организм, где это равновесие обеспечивается
за счёт сложных процессов внутр. регуляции. Одним из первых такой подход
реализовал А. А. Богданов, к-рый своей тектологией предвосхитил
нек-рые положения кибернетики и совр. системного подхода, но в то же время
допустил ряд серьёзных механистич. просчётов и упрощений. В 20-е гг. Р.
т. нашла приверженцев в лице ряда сов. философов-механистов (Д. Сарабьянов,
И. И. Скворцов-Степанов и др.), к-рые фактически противопоставляли положения
Р. т. учению диалектич. материализма о единстве и борьбе противоположностей,
рассматривая скачки как "процессы нарушения равновесия". Р. т. послужила
методологич. основой правоуклонистских идей Н. И. Бухарина, затушёвывавших
противоречия в развитии производств. отношений в период построения социализма.


С конца 30-х гг. нек-рые идеи Р. т. получают
новое оформление, причём речь уже идёт не о развёрнутой теоретич. схеме,
а лишь о принципе объяснения. Использование этого принципа было в значит.
мере стимулировано развитым в рамках физиологии и кибернетики принципом
гомеостаза
и изучением в естеств. науках и технике устойчивых состояний. Модель
динамич. равновесия берётся на вооружение мн. представителями структурно-функционального
анализа
в бурж. социологии, у к-рых идея равновесия приобретает консервативный
идеологич. подтекст. Мн. бурж. социологи выступают с критикой функционалистской
Р. т., отмечая, что она имеет дело лишь с идеальными сбалансированными
системами, игнорирует внутрисистемные источники нарушения равновесия и
потому плохо приспособлена для анализа процессов социального изменения.
Эти слабости особенно явственны в эмпирически ориентированных направлениях
социологии - в индустриальной социологии, в работах по "человеческим отношениям"
в промышленности, в "управленческой науке", специализирующихся на разработке
методов манипуляции людьми для обеспечения равновесия в функционировании
бурж. общества.


Марксизм-ленинизм принципиально отвергает
Р. т. как теоретич. конструкцию, вскрывая консервативно-охранительские
предрассудки её представителей. Вместе с тем это не означает отбрасывания
понятия равновесия и связанного с ним понятия устойчивости: эти понятия
играют важную эвристич. роль в изучении динамич. развивающихся систем,
выступая в качестве одной из условных точек отсчёта; проблема заключается
лишь в том, что на основе этих понятий нельзя построить целостного объяснения
процессов в соответствующих системах.


Лит.: Комаров М. С., Функциональное
объяснение в современной буржуазной социологии, в кн.: Актуальные проблемы
развития конкретных социальных исследований, М., 1971; Russet С. Е., The
concept of equilibrium in American social thought, New Haven - L., 1966.
Л.
А. Седов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я