РАВЕНСТВО

РАВЕНСТВО один из основных, наряду
со свободой, идеалов справедливого обществ. устройства. Понятие
Р. имело различное содержание в разные историч. эпохи и у разных классов.


Проблема Р. возникла на заре истории человеческого
общества вместе с делением на классы, появлением рабовладения. Для
рабовладельч. системы было характерно глубокое неравенство, полное бесправие
рабов, к-рые считались "говорящим орудием". Обществ. неравенство в античную
эпоху распространялось также на бедные слои господствующего класса. В эпоху
феодализма обществ. неравенство отнюдь не смягчилось, оно приняло лишь
иной вид, выступая в форме сословного неравенства. Наиболее бесправным
классом было крестьянство, зависевшее от феодалов не только экономически,
но и политически. Наряду с этим существовала пирамидальная система неравенства
в самом господствующем классе - от мелких до крупных феодалов и стоявшего
над ними королевского двора.


Будучи самым ясным, простым и понятным
массам, лозунг борьбы против неравенства служил лозунгом классовых битв.
Под знаменем Р. проходили восстания рабов, напр. восстание Аристоника
(2
в. до н. э.) воодушевлялось идеей построения "государства равных". В средние
века лозунг Р. вдохновлял все крупные крестьянские восстания:
Жакерию
во Франции, Гуситское революционное движение в Чехии,
Крестьянскую
войну 1524
-26 в Германии. Идея Р. оказала большое влияние на
восстания под рук. С. Разина и Е. Пугачёва в России, на Тайпинское
восстание
в Китае.


Одновременно с практикой классовой борьбы
развивалось и теоретич. осмысление причин обществ. неравенства и путей
его преодоления. В числе первых, кто прямо связал неравенство с частной
собственностью на средства производства, были великие утописты Т. Мор
и
Т. Кампанелла. Особенно чётко эта связь была показана Ж. Ж.
Руссо
в его знаменитом "Общественном договоре". Взгляды утопистов и просветителей
оказали огромное воздействие на обществ. практику; в двух крупнейших бурж.
революциях - Английской буржуазной революции 17 века
и Великой
французской революции -
действовали радикальные течения, провозгласившие
своей целью утверждение всеобщего социального Р. (левеллеры,
т.
е. уравнители, в Англии, "заговор равных" Г. Бабёфа во Франции).


Бурж. революция и утверждение капиталистич.
строя действительно привели к значит. изменениям в обществ. отношениях,
в т. ч. к существ. прогрессу с точки зрения идеи Р. Впервые были отменены
сословия
и все сословные привилегии, провозглашён принцип Р. всех перед законом.
Вместе с тем уже в первый период становления капиталистич. строя обществ.
практика обнаружила ограниченный и иллюзорный характер принципа Р. в условиях
капитализма. Бурж. конституции провозгласили равноправие
граждан
перед законом, ибо этого требует сам характер частного предпринимательства,
условием существования к-рого является наличие на рынке свободной рабочей
силы и право продавать и покупать её. Ограничиваясь формальной стороной
дела, бурж. лозунг Р. игнорирует реальные различия в социальном положении
людей, их разделение на антагонистич. классы, из к-рых одни эксплуатируют
других. Это было раскрыто уже в произведениях Ш. Фурье и др. выдающихся
социалистов-утопистов, обличавших пороки капиталистич. строя.


Подлинно научную картину причин, характера
и форм обществ. неравенства при капитализме дали основоположники марксизма.
Марксизм-ленинизм указал и практич. пути преодоления обществ. неравенства,
утверждения Р., новых справедливых отношений между людьми в условиях социализма,
а затем и коммунизма.


Социалистич. революция, как показал
опыт Великой Окт. Социалистич. революции в России, а затем и др. Социалистич.
революций, уже первым своим актом - передачей средств производства в собственность
всего общества - совершает коренной переворот во всей системе обществ.
отношений. Все члены общества становятся в одинаковые условия в главном
- в отношении к средствам производства. С ликвидацией эксплуататорских
классов, построением социализма решается ряд др. кардинальных задач, связанных
с проблемой обществ. Р.: утверждается полное и подлинное политич. равноправие
трудящихся независимо от их происхождения, социального положения, религ.
верований и т. д.; на основе ленинского решения национального вопроса
устраняются
вражда и недоверие между нациями, устанавливается полное равноправие в
сфере национальных отношений; ликвидация дискриминации женщин и женского
труда, целенаправленная работа общества по охране материнства в интересах
облегчения ухода за детьми, ведения домашнего хозяйства, вовлечение женщин
в активную трудовую деятельность способствуют преодолению неравноправного
положения женщины. При социализме обеспечивается равное право всех трудиться
и получать справедливую оплату по труду, широкий комплекс социальных прав,
гарантируемых государством, создаются обществ, фонды потребления, распределяемые,
как правило, вне зависимости от трудового вклада человека.


Означая крупнейший прогресс в деле утверждения
подлинного Р., социализм в то же время не решает проблемы полностью. Здесь
действует принцип равной оплаты за равный труд, но люди различаются по
своим способностям к труду, квалификации, у них неодинаков состав семей.
Существуют серьёзные различия в характере и содержании труда (труд умственный
и физический, квалифицированный и неквалифицированный и т. д.). В силу
этого сохраняется определённое имущественное неравенство (хотя, конечно,
оно не идёт ни в какое сравнение с гигантским разрывом в материальном положении
людей, существующим в эксплуататорском обществе). Полностью эта проблема
может быть решена только при коммунизме, когда будут устранены существенные
социальные различия в характере трудовой деятельности и введён принцип
распределения по потребности.


Коммунистич. Р. не имеет ничего общего
с вульгарными представлениями о Р. способностей, вкусов и потребностей.
Именно в условиях изобилия и высокой сознательности людей возможно полное
развитие их индивидуальности, раскрытие всего разнообразия их творческих
способностей. В конечном счёте марксизм-ленинизм понимает под Р. полное
уничтожение классов, создание условий для всестороннего развития всех членов
общества.


Марксистско-ленинская теория категорически
отрицает также уравниловку - лозунг, с к-рым, как правило, выступают последователи
различных направлений мелкобурж. социализма. Равное распределение продукта
независимо от трудового вклада и квалификации людей в совр. условиях неизбежно
оборачивается препятствием для роста производит. сил, ведёт не к накоплению
обществ. богатства


(и следовательно, не к росту благосостояния
масс), а к его оскудению. Иначе говоря, уравниловка в конечном счёте означает
Р. в нищете. Попытки введения уравнительного распределения неизменно заканчивались
крахом.


В эпоху гос.-монополистич. капитализма,
когда благодаря достижениям научно-технич. революции и борьбе рабочего
класса повысился уровень жизни в развитых капиталистич. странах, бурж.
пропаганда использует это в спекулятивных целях, утверждая, будто проблема
Р. успешно решается в т. н. "государстве благоденствия", т. е. в развитых
гос-вах Запада. Практика опровергает эти утверждения. В странах капитала
продолжает увеличиваться неравенство между осн. массой трудового населения
и узким верхушечным слоем монополистов. Острота этой проблемы постоянно
даёт о себе знать в классовых столкновениях, усиливающих общее кризисное
состояние совр. капитализма.


Только коммунизм на основе высокоразвитого
произ-ва и духовного расцвета каждого человека позволит окончательно ликвидировать
обществ. неравенство и тем самым разрешить одну из самых сложных социальных
проблем человечества.


Лит.: Маркс К., Критика Готской
программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Капитал,
т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, отд. 1, гл.
10; Ленин В. И., Сила и слабость русской революции. Полн. собр. соч., 5
изд., т. 15; его ж е, Либеральный профессор о равенстве, там же, т. 24;
его же, Государство и революция, там же, т. 33; Программа КПСС. (Принята
XXII съездом КПСС), М., 1974; Шахназаров Г. X., Социализм и равенство,
М., 1959; Леонтьев Л. А., Проблема равенства в "Капитале" К. Маркса, М.,
1960; Курылев А. К., Коммунизм и равенство, М., 1971; Lakoff S. A., Equality
in political philosophy, Camb. (Mass.), 1964. Г. Х. Шахназаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я