ПХЕНЬЯН

ПХЕНЬЯН столица Корейской Народно-Демократической
Республики, крупнейший город, осн. политич., экономич. и культурный центр
страны. Адм. ц. провинции Пхёнан-Намдо. П. выделен в особую адм. единицу
центр. подчинения. Расположен на Выс. 300 м в холмистой местности
на берегу р. Тэдонган, в 89 км от её впадения в Жёлтое м. Климат
муссонный, умеренный; ср. годовая темп-ра 9,2 °С, ср. темп-pa янв. -8,2
°С, июля 24 °С; осадков 922 мм в год. Пл. 200 км2.
Нас.
П. с пригородами ок. 1,5 млн. чел. (1974).



Городское управление. Гор. орган
власти - нар. собрание, избираемое населением па 4 года. В районах П. власть
осуществляется избираемыми на 2 года районными (в пригородах - уездными)
нар. собраниями. Исполнит. органы нар. собраний - нар. к-ты. Для непосредств.
управления различными отраслями экономики и культуры имеются адм. к-ты.
При адм. к-те П. созданы региональный плановый к-т, гл. управление местной
пром-сти, к-т по управлению с. х-вом, управление местного стр-ва, гл. строит.
управление, управление торговли, отделы здравоохранения, просвещения, культуры
и др.



Историческая справка. П.<- один
из древнейших городов Кореи. В 427- 668 был столицей гос-ва Когурё. В период
существования гос-ва Коре (918-1392) считался зап. столицей и наз. Согён
(или Содо). На протяжении многих столетий П. был важным торг. центром,
а также опорным пунктом в борьбе против иноземных захватчиков (кит. династии
Суй и Тан, кидани. монголы, чжурчжэни, маньчжуры, японцы и др.). После
заключения иностр. державами с кор. пр-вом неравноправных договоров (2-я
пол. 19 в.), как и в др. города Кореи, в П. устремились капиталисты Японии,
Европы и США в поисках концессий и коммерческих выгод. В 1899 П. был открыт
для иностр. торговли. В нач. 20 в. здесь создаётся ряд пром. предприятий
(в основном японских) по переработке с.-х. сырья. К 1942 население П. выросло
до 388 тыс. чел. против 30 тыс. в начале века. П. превратился в центр нац.-освободит.
(вооруж. восстание в 1919 под влиянием Великой Окт. социалистич. революции
в России, демонстрации в июне 1926 и др.) и рабочего (забастовочная борьба
1930 и др.) движения.


После освобождения Кореи от господства
япон. империализма (1945) П. стал базой демократических сил кор. народа.
В февр. 1946 .здесь был создан Врем. народный к-т Сев. Кореи, который осуществил
революц. преобразования (агр. реформа, национализация пром-сти, банков
и пр., демократизация политич. жизни), ликвидировавшие остатки колон. режима
и открывшие путь к социализму. С провозглашением в сент. 1948 КНДР П. стал
центром борьбы за мирное объединение страны. Война 1950-53 нанесла городу
огромный ущерб. После окончания воен. действий усилиями кор. народа, при
братской помощи социалистич. стран, город был восстановлен и реконструирован,
М. Н. Пак. Экономика. Экономич. развитию П. способствовало выгодное
геогр. положение в центре с.-х. р-на, у пересечения важных путей сообщения.
В годы нар. власти П. стал индустр. центром с разносторонней пром-стью
(раньше специализировался лишь на лёгкой и пищевой). Особенно быстро развивается
машиностроение (з-ды точного, текст. и трансп. машиностроения, измерит.
приборов), электротехнич. пром-сть (Пхеньянский электровозостроительный
завод
им. Ким Джон Тхэ и др.). Сохраняют своё значение и старые традиц.
отрасли, ныне значительно расширенные,- текстильная (крупнейший в стране
Пхеньянский
текстильный комбинат
и др.), пищевая (в т. ч. Ренсонский мясокомбинат),
химическая. П.- центр угольного басс., на базе к-рого создана ТЭС. П. с
близлежащими городами-спутниками образует крупный индустриальный р-н, к-рый
включает наряду с пром-стью собственно П. также Кансонский сталелитейный
з-д, з-д цветных металлов в Нампхо, Кымсонский тракторный, Тэанский электромеханич.
з-д, крупнейшие в стране цементный и кирпичный з-ды. Через П. проходит
неск. жел. и автодорог, связывающих сев., юж., зап. и вост. части страны
и побережья Жёлтого и Японского морей; электрифицирован (в 1964) участок
жел. дороги П.- Синыйджу; с 1954 имеется прямое ж.-д. сообщение П.- Пекин
- Москва. Аэропорт Супан (в 23 км к С.-З. от П.) междунар. значения.
Река Тэдонган частично судоходна; аванпорт П. на берегу Жёлтого м.- Нампхо.
В П. пущена (1973) первая линия метрополитена. Н. П. Семёнова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я