ПУТЕПОДЪЁМНИК

ПУТЕПОДЪЁМНИК путевая машина,
предназначенная
для укладки рельсошпальной решётки при ремонте и содержании эксплуатируемых
и постройке новых ж.-д. путей. П. начали использоваться на жел. дорогах
СССР в 30-х гг. 20 в. П. бывают цикличного и непрерывного действия. П.
цикличного действия - машина на ж.-д. ходу (рис.) - устанавливается на
участке пути, где требуется подъёмка пути при ремонте. Клещевые захваты
зацепляют рельсы. Опорные плиты, выдвигаемые гидравлич. или винтовыми домкратами,
опираются на балласт в междушпальном ящике или по бокам балластной призмы.
При дальнейшем их выдвижении происходит подъёмка рельсо-шпальной решётки
вместе с находящейся на ней машиной. Под поднятый путь подаётся балласт,
и рельсошпальная решётка устанавливается на более высокой отметке. При
подъёме опорных плит машина опирается колёсами на рельсы и может переезжать
на новый участок, где процесс подъёмки повторяется. П. развивают усилие
до 340 кн (34 тс) при высоте подъёма до 40 см. Нек-рые
П. имеют механизм для сдвига рельсо-шпальной решётки в горизонтальной плоскости
и используются для рихтовки пути.

Путеподъёмник на железнодорожном ходу.


П. непрерывного действия, наз. ползучим
путеподъёмником, используется при строительстве новых жел. дорог. На клинообразной
плите П. смонтированы 2 свободно вращающиеся гусеничные ленты. Плита заводится
под поднимаемый путь так, чтобы шпалы опирались на гусеничные ленты. С
помощью тросов плита крепится обычно к тракторному дозировщику, находящемуся
впереди на расстоянии 15 м. При перемещении П. со скоростью 2,2-
3,8 км/ч рельсо-шпальная решётка поднимается на высоту, равную толщине
плиты (ок. 20 см). С. А. Соломонов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я