ПУТЕПЕРЕДВИГАТЕЛЬ

ПУТЕПЕРЕДВИГАТЕЛЬ машина, применяемая
на открытых горных разработках для передвижки ж.-д. пути, переноса его
в сторону без разборки на звенья. Различают П. цикличного и непрерывного
действия. П. цикличного действия используют при небольшом объёме работ.
Рельсозахватный механизм выполнен в виде клещей. П. передвигается вместе
с захваченной рельсовой плетью с помощью зубчатой рейки и опорной плиты.
Шаг передвижки пути - 0,7-0,9 м; производительность 1300-1600 м2в
смену. П. непрерывного действия предназначаются для выполнения большого
объёма работ и изготовляются трёх типов: мостовые, консольные и комбинированные.
Мостовые П. предназначены для передвижки путей с рельсами тяжёлого типа;
консольные - для передвижки путей гл. обр. в тупиках. Рабочий механизм
- роликовый захват, с помощью к-рого путь поднимается на высоту 0,2-0,4
м
и
сдвигается в сторону при движении П. Шаг передвижки пути - 0,3-0,4
м,
производительность
300-700 м2/ч, при работе на прямолинейных участках до
1500 м2/ч. Нек-рые П. оборудуются, помимо рельсового,
поперечным гусеничным ходом. Для непрерывной передвижки ж.-д. пути без
разборки используют также турнодозеры, производительность к-рых
достигает 7000 м2/ч.


Лит.: Мельников Н. В., Краткий справочник
по открытым горным работам, 2 изд., М., 1968. Ю. Д. Буянов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я