ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬ

ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬ путеизмерительный
вагон, предназначен для сплошного контроля состояния ж.-д. пути: ширины
рельсовой колеи, взаимного положения рельсовых нитей по уровню (измерение
перекоса), положения пути в плане и просадок каждой рельсовой нити, а также
вертикальных и горизонтальных толчков. Первый вагон-путеизмеритель с механич.
записью дефектов на ленте был создан в 1887 рус. инженером И. Н. Ливчаком.
На жел. дорогах России П. начали использоваться в нач. 20 в. Базой П. служит
пассажирский вагон, под к-рым размещены измерительные устройства - ролики,
прижимаемые пружинами к головкам рельсов. При уширении или сужении рельсовой
колеи происходит горизонтальное перемещение роликов, к-рое через систему
тросов и блоков передаётся в вагон и фиксируется самописцами в виде графика
на бумажной ленте, приводимой в движение от оси колёсной пары вагона.

Путеизмерительная тележка.


Измерения в вертикальной плоскости выполняются
одной из колёсных пар, перемещения к-рой сравниваются с базовым показанием
физ. маятника или гироскопа, расположенных в вагоне. Отклонения
передаются системой тросов и блоков к самописцам. П. имеют значит. массу
(давление на ось до 17,5 тс) и высокие рабочие скорости (100-120
км/ч),
поэтому
они оказывают большое динамич. воздействие на путь, что позволяет фиксировать
упругие отжатия рельсов и скрытые толчки при движении. На П. с повышенными
рабочими скоростями (до 180-200 км/ч)
применяют способы бесконтактного
измерения (с помощью индуктивных элементов - электромагнитов, сельсинов
и т. п.).


Для измерения ширины рельсовой колеи и
перекосов по уровню обычно в пределах дистанции пути используют лёгкие
(масса ок. 20 кг) путеизмерительные тележки (рис.), перемещаемые
вручную (со скоростью до 5 км/ч). Результаты измерений фиксируются
на бумажной ленте.


С. Л. Соломонов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я