ПУТЕВЫЕ МАШИНЫ

ПУТЕВЫЕ МАШИНЫ предназначены для
ремонта и содержания эксплуатируемых и для строительства новых жел. дорог.
П. м. выполняются в основном на ж.-д., а также на гусеничном и комбинированном
(рельсово-пневмоколёсном ) ходу. П. м. осуществляют все работы технологич.
цикла. Для ремонта и содержания земляного полотна служат путевые струги
и
путеуборочные
машины.
Балластировку пути выполняют электробалластёры, тракторные
дозировщики, путеподъёмники.
С помощью машин этой группы производят
подъёмку и сдвижку рельсо-шпальной решётки, а также подачу балласта и его
укладку в путь слоем заданной толщины. Для очистки щебёночного балласта
от засорителей и мелких фракций служат щебнеочистительные машины. Укладку
и снятие рельсо-шпальной решётки при ремонте и строительстве пути ведут
с помощью путеукладчиков на рельсовом ходу, используемых на эксплуатируемых
линиях; тракторных путеукладчиков, применяемых при строительстве новых
жел. дорог, и релъсоукладчиков (при сплошной смене рельсов). Сборку
и разборку звеньев рельсо-шпальной решётки производят звеносборочные
машины
и звеноразборочные машины. Для уплотнения балласта под
рельсо-шпальной решёткой и выправки пути применяют шпалоподбивочные машины.
Уплотнители шагающего типа работают при снятой решётке. Выправочно-подбивочно-отделочные
машины выполняют комплекс работ по выправке пути в поперечной и продольной
плоскостях и в плане, уплотнение всего объёма балластной призмы и отделку
её откосов. Перевозят рабочих к месту работ обычно на дрезинах, к-рые используют
и для транспортирования материалов наряду с хоппер-дозаторами. Состояние
ж.-д. пути проверяют путеизмерителями, определяющими положение пути,
а также дефектоскопными вагонами и тележками для обнаружения дефектов в
рельсах. К П. м. относятся оборудование для сварки рельсов в длинные плети,
укладываемые на бесстыковом пути,- рельсо-сварочные машины, машины
и механизмы для шлифовки швов и выправки рельсов, а также машины для очистки
путей от снега - снегоочистители, снегоуборщики, пневмообдуватели,
выдувающие снег из стрелок, и газовые и электрич. обогреватели, испаряющие
снег со стрелочных переводов. Кроме того, при выполнении путевых работ
используют подъёмные краны, бульдозеры, ленточные конвейеры.


Большинство П. м., работающих при закрытом
для движения поездов ж.-д. перегоне,- несъёмные машины тяжёлого типа. Для
выполнения работ небольшого объёма применяют П. м. лёгкого типа, к-рые
используют в интервалах между поездами и снимают с пути на обочину при
подходе поезда. К ним относятся: путеподъёмники, мотодрезины, путеизмерительные
и дефектоскопные тележки, а также механизированный путевой инструмент (рельсорсзные,
рельсосверлильные, рельсошлифовальные станки, шурупогайковёрты, разгонщики
и т. п.).


Для зарубежных жел. дорог с низкой интенсивностью
движения характерно применение П. м. лёгких и мобильных, но менее производительных,
чем сов. машины. Большая грузонапряжённость жел. дорог в СССР требует минимального
времени для закрытия перегона при ремонте пути, поэтому сов. з-ды выпускают
П. м., отличающиеся высокой производительностью.


Дальнейшее развитие П. м. предусматривает
завершение комплексной механизации путевых работ, повышение надёжности,
снижение стоимости, металло- и энергоёмкости, унификацию узлов и деталей.
Важное направление - применение средств контроля за работой машин, систем
автоматич. управления, совершенствование существующих и разработка новых
приборов контроля рельсового пути. Особое внимание обращается на создание
средств защиты обслуживающего персонала от пыли, шума и вибрации. При проектировании
П. м. лёгкого типа и механизированного инструмента осн. задачей является
снижение массы путём применения лёгких материалов и улучшения конструкций.


Лит.: Машины и механизмы для путевого
хозяйства, М., 1970. С. А. Соломонов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я