ПУБЛИЦИСТИКА

ПУБЛИЦИСТИКА (от лат. publicus -общественный),
род произведений, посвящённых актуальным вопросам и явлениям текущей жизни
общества и содержащих фактич. данные о различных её сторонах, оценки с
точки зрения социального идеала автора, а также представления о путях и
способах достижения выдвинутых целей. Содействуя формированию обществ.
мнения, взглядов, интересов и стремлений людей, влияя на деятельность социальных
институтов, П. играет важную политич. и идеологич. роль в жизни общества,
служит острым оружием идейной борьбы, средством обществ. воспитания, агитации
и
пропаганды,
способом организации и передачи социальной информации. П. обращается
к явлениям современности во всём богатстве складывающихся в ней конкретных
социальных ситуаций (в общественно-политич., экономич., культурно-идеологич.
и др. сферах). Характеризуя задачи публицистич. деятельности большевиков,
В. И. Ленин писал: "Мы должны делать постоянное дело публицистов-писать
историю современности и стараться писать её так, чтобы наше бытописание
приносило посильную помощь непосредственным участникам движения и героям-пролетариям
там, на месте действий,- писать так, чтобы способствовать расширению движения,
сознательному выбору средств, приемов и методов борьбы, способных при наименьшей
затрате сил дать наибольшие и наиболее прочные результаты" (Полн. собр.
соч., 5 изд., т. 9, с. 208). По природе своей обязанная "поспевать за событиями"
и давать оценку явлениям текущей действительности, опираясь на фундаментальные
социально-политич. идеи, П., подчёркивал Ленин, обладает способностью "...подводить
итоги, делать выводы, почерпать из опыта сегодняшней истории уроки, которые
пригодятся завтра, в другом месте..." (там же) и т. о. активно влияет на
формирование мировоззрения.


Отображение и оценка ситуаций современности
в произведениях П. протекает в свете социально-классовых идеологич. позиций
публициста как представителя определённых социальных сил и сопровождается
проповедью (открытой или замаскированной в зависимости от политич. ситуации
и цензурных условий) идеалов социального устройства и путей их осуществления.
Прогрессивная П. всегда стремилась создавать правдивую картину жизни, верно
оценивать явления современности, выносить справедливые приговоры и показывать
реальные перспективы.


П. содержит огромный документальный материал
о самых различных явлениях социальной жизни, поэтому для последующих поколений
произведения П. выступают как летопись общественно-политич. борьбы, историч.
источник, содержащий обширные фактич. данные, характеристики позиций различных
социальных сил, а также образные зарисовки событий, характеров, быта, сведения
по науке, культуре и т. д.


Метод П. предполагает целостное идейно
направленное отображение актуальных явлений современности. Для сбора конкретных
сведений применяются эмпирич. методы (наблюдение, опрос, беседа, интервью,
анализ документальных материалов и др.), для получения обобщённых выводов
и характеристик - методы социально-историч. исследования и художеств. творчества.
Это приводит к созданию произведений, своеобразие стиля к-рых заключается
в сочетании выраженных в рационально-понятийной форме характеристик и оценок
событий, явлений и процессов текущей истории, пропагандируемых идеалов
с художественно-образным воссозданием картин жизни, портретов современников,
характеров и судеб участников событий. Публицист, т. о., сочетает качества
общественно-политич. деятеля с чертами исследователя и художника. В создании
произведений П. часто используются также способы науч. популяризации.


В рамках П. сформировались особые идейно-тематич.
разновидности, повествоват. формы и жанры. Среди идейно-тематич. разновидностей
важнейшее место занимает собственно политич. П., большое распространение
получили экономич., морально-этич., философская П. Многообразны формы П.-
событийно-информационная, позитивно-аналитическая, критико-аналитическая,
сатирическая, полемическая и дискуссионная. Сложилась система жанров газетно-журнальной
П.- интервью, корреспонденция, комментарий, рецензия, передовая и проблемная
статьи, воззвание, обозрение, путевые заметки, письмо, очерк, памфлет,
фельетон и др. Жанры ораторской П. (выступление, речь, доклад, беседа и
др.) активно используются в совр. П. на телевидении и радио, где в модифицированных
формах находят применение также и жанры газетно-журнальной П. (см. Телевидение,
Радиовещание).
Названные выше "общие" свойства П. в разной мере присущи
различным её жанрам.


В П. весьма велика роль субъективно-авторского
(гражданственно-лирического) начала, передающего обществ. темперамент публициста,
его умение убеждать, приводя в защиту своей позиции не только логич. доказательства,
но и обращаясь к социальному опыту и нравственному чувству читателей. Значимую
композиционную роль играют средства убеждающей речи и поэтич. синтаксиса,
широко используется словесная образность.


Свойства П. проникают нередко в ткань художеств.
и науч. произведений, придавая им качество публицистичности, открытой тенденциозности
(см. Тенденция в искусстве) в тех случаях, когда автор произведения
стремится непосредственно откликнуться на социально-политич. события эпохи.


Наибольшего подъёма П. достигала в переломные
моменты социального развития, в революц. эпохи, в периоды освободит. войн,
движений за нац. независимость.


Истоки П. восходят к ораторскому искусству
античности (речи Демосфена, диалоги Цицерона), существенные элементы П.
содержатся в сатирах Аристофана, Ювенала, Лукиана, трудах историков (Геродот),
биографов (Плутарх) и др. Ораторские формы П. получили развитие в религ.
и церковно-политич. красноречии (см. Проповедь), особенно в периоды
патристики
и
Реформации (Лютер, Мюнцер). В эпоху Возрождения, когда с изобретением книгопечатания
(сер. 15 в.) явилась возможность обращения с печатным словом к массовому
читателю, П. становится мощным оружием в идеологич. и политич. борьбе.
Во время Крест. войны 1524-26 в Германии появились первые революц.
листовки.
Против неограниченного господства церкви, обскурантизма и схоластики
была направлена П. передовых мыслителей и писателей 16 в. ("Похвала Глупости"
Эразма Роттердамского, "Письма тёмных людей" У. фон Гуттена и др.). Англ.
бурж. революция 17 в. породила блестящую П., в т. ч. жанр памфлета (Дж.
Лилберн, Дж. Мильтон). В эпоху Просвещения воинствующая публицистика Дж.
Свифта, Д. Дефо, Г. Филдинга в Англии, Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо,
К. Гельвеция, П. Гольбаха во Франции содействовала распространению вольнолюбивых
идей в защиту человеческой личности. В период войны за независимость в
Сев. Америке 1775-83 публицистич. деятельность Б. Франклина, Т. Пейна оказала
большое влияние на самосознание амер. народа. Пламенная П. лидеров Великой
Франц. революции (речи Ж. Ж. Дантона, М. Робеспьера, Л. Сен-Жюста, статьи
Ж. П. Марата, Ж. Эбера и др.) воодушевляла народ на борьбу, служила его
политич. просвещению. В Германии в 30-х гг. 19 в. значит. роль в развитии
прогрессивного обществ. движения "Молодая Германия" сыграли публицистич.
произведения Л. Берне и Г. Гейне. Во Франции во 2-й пол. 19 в. большое
обществ. звучание имели публицистич. выступления В. Гюго (памфлеты и гражд.
лирика), Э. Золя (открытое письмо "Я обвиняю" в связи с делом Дрейфуса).
Высоким пафосом первой пролетарской революции - Парижской Коммуны 1871
- проникнуты рабочий гимн "Интернационал" Э. Потье и П. Дегейтера, статьи
коммунаров О. Вермореля, Г. Тридона. Речи и статьи Ж. Жореса гневно обличали
главных поджигателей войны - милитаристов и империалистич. буржуазию. В
годы 1-й мировой войны 1914-18 страстные антивоен. публицистич. статьи
Р. Роллана, А. Бароюса разоблачали истинный смысл империалистич. бойни.


Вершиной исторически объективной и идейно
передовой П. является марксистская П., руководствующаяся принципами партийности,
народности, научности. Публицистика К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей
на Западе (П. Лафарг, Ф. Меринг, К. Либкнехт, Р. Люксембург и мн. др.)
разила врагов рабочего класса, служила развитию самосознания трудящихся,
организации масс в целях революц. преобразования общества. П. составляла
одно из важных направлений деятельности идеологов и политич. руководителей
коммунистич. и рабочих партий, междунар. коммунистич. движения (А. Грамши,
Г. Димитров, М. Торез, П. Тольятти, У. Фостер, Д. Ибаррури, В. Пик и др.).
Выдающимися публицистами были журналисты-коммунисты Дж. Рид, А. Рис Уильяме,
Г. Пери, Ю. Фучик и др., учёные и обществ. деятели Ф. Жолио-Кюри, Дж. Верная,
П. Ланжевен, У. Дюбуа и др., писатели Г. Манн и Т. Манн, Т. Драйзер, Б.
Брехт, Дж. Олдридж и др.


Русская П. ведёт начало от "Слова о законе
и благодати" Илариона (11 в.), проповедей Кирилла Туровского (12 в.), обличит.
произведений Максима Грека (16 в.). Иван Пересветов (16 в.) в ярких публицистич.
произведениях ратовал за централизацию Рус. гос-ва. Остро публицистич.
характер имела переписка Ивана IV и Андрея Курбского. В 18 в. высокое гражданственное
звучание науч. трудов и поэзии М. В. Ломоносова обусловило их просветит.
и патриотич. значение; антикрепостнич. направленность отличала публицистич.
произведения Н. И. Новикова, А. Н. Радищева. Рус. обществ. мысль и культура
19 в. развивались под воздействием П., в к-рой находила выражение борьба
различных обществ. течений. Передовая П., выражая интересы нар. масс, сама
испытывала влияние их стремлений и чаяний. На примере В. Г. Белинского
В. И. Ленин показал, что творчество рус. публицистов-демократов зависело
от настроений крепостных крестьян (см. там же, т. 19, с. 169).


Публицистич. деятельность А. И. Герцена,
положившая начало рус. бесцензурной общедемократич. печати (см. "Колокол",
Вольная
русская типография),
способствовала революц. подъёму в России. В сер.
19 в. П. революц. демократов В. Г. Белинского ("Письмо к Гоголю"), Н. Г.
Чернышевского ("Барским крестьянам", "Письма без адреса" и др.), Н. А.
Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина ("За рубежом" и др.), Д. И. Писарева
имела важное значение для идеологич. и политич. воспитания широких демократич.
кругов. Публицистич. выступления Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В.
Г. Короленко, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского оказали сильное влияние
на духовную жизнь рус. общества.


На рубеже 19-20 вв. распространению марксизма
в России, объединению революц. сил во многом содействовала П. рус. марксистов
(Г. В. Плеханов и др.). На новом пролетарском этапе революц. освободительного
движения в России огромную роль в пропаганде марксизма, политическом воспитании
трудящихся масс, сплочении их вокруг партии большевиков и мобилизации на
подготовку и проведение социалистической революции сыграла публицистич.
деятельность В. И. Ленина. Работы Ленина-публициста, отмеченные коммунистич.
партийностью, научностью содержания, острой полемичностью, непримиримостью
к противникам в сочетании с ясностью, простотой и живостью языка, яркой
образностью, являются совершенным образцом наступательной большевистской
П. Созданная Лениным и партией большевистская печать стала школой
партийной П., выдающимися представителями которой были В. В. Боровский,
А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов, И. В. Сталин, М. С. Ольминский,
С. Г. Шаумян, Е. М. Ярославский и др. Традиции передовой рус. П. и большевистской
П. продолжает и развивает сов. П. На всех этапах строительства коммунистич.
общества сов. П. активно участвует в идеологич. воспитании народа, в борьбе
с враждебной социализму пропагандой, непосредственно вмешивается в социально-экономич.
процессы. Яркие публицистич. произведения, отразившие важнейшие события
эпохи, создали М. Горький, В. Маяковский, М. Шолохов, А. Фадеев, А. Н.
Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург, В. Вишневский, Б. Горбатов, М. Шагинян,
К. Симонов, Н. Грибачёв и др. писатели. Среди сов. журналистов приобрели
известность как публицисты М. Кольцов, Л. Рейснер, Д. Заславский, Ю. Жуков,
В. Овечкин, Е. Дорош, В. Песков и др.


Публицистич. выступления сов. гос., парт.
и обществ. деятелей, учёных, деятелей культуры вносят большой вклад в общее
дело борьбы за построение коммунистич. общества, укрепление дружбы и взаимопонимания
между народами.


П. существует не только в словесной (письменной
и устной) форме, но и в графически изобразительной (см. Плакат, Лубок,
Карикатура),
фото- и кинематографической (см. Документальное кино),
театрально-драматической
(см. Агитбригада, "Синяя блуза", "Живая газета") и словесно-музыкальной
формах. Развитие всех форм П. в сер. 20 в. отвечает характерной черте времени
- росту обществ. сознания, гражд. активности, ответственности каждого человека
за судьбы мира и социальный прогресс.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О печати,
М., 1972; Ленин В. И., О печати, 2 изд., М., 1974; В. И. Ленин, КПСС о
печати, 2 изд., М., 1974; Яковлев Б. В., Ленин - публицист, М., 1960; Зорина
Н. Г., Савенков А. А., В. И. Ленин и партийные публицисты, Л., 1972; Березина
В. Г., К истории слов "публицист" и "публицистика", "Вестник ЛГУ", 1971,
№ 20; Жанры советской газеты, М., 1972; Журбина Е. И., Теория и практика
художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон, М., 1969; Здоровега
В. И., У майстернi публiциста, Львiв, 1969; О публицистике и публицистах.
Сб. ст., в. 1 - 2, Л., 1964-66; Публицистика - передний край литературы,
"Вопросы литературы", 1970, № 1, с. 44-94; Прохоров Е. П., Публицист и
действительность, М., 1973; Учёнова В. В., Публицистика и политика, М.,
1973; Черепахов М. С., Проблемы теории публицистики, 2 изд.. М., 1973;
Haacke W., Publizistik. Elemente und Probleme, Essen, 1962; Szulczewski
M., Publicystyka i wspolczesnosc, Warsz., 1969. Е. П, Прохоров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я