ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА в
широком смысле - вопрос об отношении психических явлений к физическим,
в более узком - о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными)
процессами. Мысль о зависимости психики (душевных проявлений) от
внеш. природы и от жизни тела обосновывалась ещё в др.-греч. натурфилософии.
Особую разработку П. п. получила в новое время, когда в философии 17 в.
сложилась механистич. картина мира и психич. явления стали рассматриваться
в качестве неотделимых от тела и подчинённых единым для всего мироздания
законам. В 17 в. возникли два варианта решения П. п., оказавшие большое
влияние на последующую филос. и науч. мысль,- психофизич. взаимодействие
(Р. Декарт) и психофизич. параллелизм (Г. Лейбниц). Согласно
Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление,
воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает
его влияние (при ощущениях, аффектах и т. д.), с другой - способно воздействовать
на него (напр., при волевом усилии). Это учение о взаимодействии психического
и физического было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания и мозга,
как с идеалистич. (Лейбниц, Н. Мальбранш), так и с материалистич.
(Д. Гартли) позиций. Идее взаимодействия был противопоставлен принцип
параллельного протекания психич. и физич. процессов. Он приобрёл большую
популярность в 19 в., когда открытие закона сохранения энергии сделало
невозможным представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно
изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало
понять психику как активный фактор регуляции жизненных процессов. Это требование
получило ложное преломление в новых вариантах психофизич. взаимодействия
(У. Джемс). В кон. 19 - нач. 20 вв. распространилась махистская
трактовка П. п. (см. Махизм), согласно к-рой душа и тело "построены"
из одних и тех же "элементов" (ощущений), и поэтому нужно говорить не о
соотношении реальных процессов - физиологических и психических, а о различных
"комплексах ощущений". Эта идеалистич. концепция была подвергнута критике
В. И. Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм". Диалектич. материализм
решает П. п. на основе понимания психики как активного отображения реальности,
возникающего в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых систем
с внеш. миром. Будучи неотделимо от этого процесса, психическое выполняет
по отношению к нему регулирующую функцию.



Лит.: Рубинштейн С. Л., Бытие и
сознание, М., 1957. М. Г. Ярошевский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я