ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ (от психо... и
...логия),
наука о законах порождения и функционирования психич. отражения индивидом
объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.



Предмет, основные проблемы и методы.
В своей непосредственности явления психич. отражения выступают для
человека в форме внутр. переживаний, недоступных объективному наблюдению:
ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психич.
явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внеш.
мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению
П. от др. наук, изучающих природу и общество.


Формирование знаний о психич. явлениях
протекало в условиях борьбы между двумя осн. филос. линиями - материализмом
и идеализмом, что, в конечном счёте, определяло собой то или иное решение
фундаментальных теоретич. проблем П., от к-рых зависело направление конкретных
исследований. Испытывая на себе влияние различных форм идеализма и механицизма,
домарксистская П. оказалась ареной столкновений противоположных подходов
к изучению психики. Так возникло противопоставление субъективно-эмпирической,
описательной, П. и естественнонаучной, объяснительной, П.; П. "целостной"
и П. "атомистической", разлагающей сложные психологич. образования на отд.
элементы. Всё это создавало почву для эклектич. взглядов, тенденций к прагматизму
и голому эмпиризму. Однако конкретные науч. достижения П. не соответствовали
сложившимся теоретич. представлениям, что побуждало искать новые методологич.
подходы. Принципиально новые позиции утвердились в сов. П. на основе марксистско-ленинского
учения о психике и сознании.


Марксистско-ленинская философия вносит
коренные изменения в понимание предмета П., её метода и осн. проблем. Вводя
в П. понятие об отражении, она требует подходить к психич. явлениям
как к особой форме отражения субъектом объективной реальности - того, что
существует первично и независимо от него.


П. изучает психику в её филогенетич. и
онтогенетич. развитии как на уровне животных, так и на уровне человека.
Однако важнейший предмет П.- изучение психики человека и её высшей, специфически
человеческой формы - сознания. Развитие трудовой деятельности и основанных
на труде общения людей и языка необходимо породило новую форму психич.
отражения - сознание. Особенность сознания состоит в том, что отражаемое
содержание словесно означается и открывается перед субъектом как являющаяся
ему картина мира, включающая в себя его собств. действия.


Сознание - высшая, хотя и не единственная
форма психич. отражения у человека. Одна из фундаментальных проблем П.
заключается в изучении условий и "механизмов" осознания, связи между несознаваемыми
формами психич. отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения,
эта связь, как показывают совр. исследования восприятия, памяти, словесных
обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др. фундаментальную
проблему П. составляет раскрытие природы тех процессов, к-рые субъективно
переживаются как происходящие во внутр. мире. Изучение сложной (интеллектуальной)
деятельности высших животных, т. п. наглядно-действенного мышления у человека
и особенно онтогенетич. формирования умственных процессов привело к необходимости
устранения в П. противопоставления внутр. деятельности (как якобы единственно
входящей в её предмет) и деятельности внешней и практической, анализ к-рой
прежде изымался из психологич. исследования. Были показаны генетич. связь
между этими формами деятельности, общность их принципиального строения,
а также существование взаимопереходов между ними; особо исследовался самый
процесс преобразования внеш. действий и операций во внутренние, умственные;
вместе с тем перед П. открылся и противоположно направленный процесс -
развёртывание внутр. деятельности во внеш. формах.


Введение в П. категории деятельности
создало
возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального
в развитии психики человека. Решение этой проблемы в домарксистской и немарксистской
П. сводилось к утверждению того, что психика имеет у человека двойную детерминацию
- биологическую и социальную, что вопрос заключается лишь в относит. значении
каждой из этих детерминант; при этом упускалось то, что в процессе усвоения
человеческим индивидом опыта общественно-историч. практики человечества
необходимо преобразуются его исходные биологич. потребности и влечения,
врождённые способы поведения и познания. Поэтому проблема биологического
и социального в П. не сводится к соотношению двух разных сил или факторов,
движущих развитием психики,- наследственности и социальной среды, а выступает
как проблема снятия законов биологич. развития психики законами её обществ.-
историч. формирования.


Наиболее изученными в П. являются познават.
процессы - ощущение, восприятие, память и мышление, к-рые
всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной
деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внеш.
деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных
движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения,
в подходе к процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым
действиям и операциям и в понимании мыслит. деятельности как происходящей
из деятельности практической. Благодаря этому психологич. исследования
распространились также на внешнедвигат. активность, к-рая в субъективно-эмпирич.
П. выступала гл. обр. в качестве выражающей внутр. психич. явления. Вместе
с тем преодолевался взгляд на психику как на совокупность отд. "психических
функций": было обнаружено их сложное системное строение, реализуемое целым
ансамблем элементарных сенсорных, моторных, мнестических и тонич. процессов.
Изменилось и понимание соотношения мышления и восприятия; сохранив идею
относит. самостоятельности мышления, к-рое способно далеко выходить за
пределы чувственного познания, совр. П. раскрыла важную роль образов как
в протекании мыслит. процессов, так и в отнесении мысли к познаваемой реальности.


Гораздо более сложными являются проблемы
внутр. регуляции деятельности - проблемы потребностей, мотивов, аффективно-волевых
процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако
понимание их у разных авторов остаётся далеко не однозначным. Гл. причина
этого лежит в смешении разных уровней анализа - физиологического и психологического,
требующего рассматривать эти проблемы в общей системе психич. регуляции
предметной деятельности, и прежде всего со стороны тех специфич. особенностей,
к-рые приобретают потребности, мотивы и чувства человека в зависимости
от обществ. отношений, в к-рые он вступает, и от того места, к-рое он в
них занимает. В результате человеческие побуждения описываются большинством
зарубежных авторов как состояния и процессы двоякого ряда, биологические
и социальные, к-рые объявляются сосуществующими и взаимно конкурирующими.
В сов. П. указанные проблемы освещаются с позиций учения об изначально
историч. природе всех человеческих потребностей, об определяющей мотивацию
и чувства человека деятельности в конкретных обществ. условиях, в к-рых
формируются направленность сознания и шкала субъективных ценностей.


Крупнейшую проблему представляет собой
изучение личности, к-рое развивается в П. по трём направлениям:
дифференциально-психологическому (изучение индивидуальных особенностей),
онтогенетическому (формирование личности в детском, подростковом и юношеском
возрасте) и общепсихологическому (характеристика целостности личности в
отличие от целостности человека как биологич. индивида). Наибольшее число
исследований относится к дифференциальной П. личности; они имеют важное
практич. значение для проф. ориентации, отбора и расстановки кадров. В
большинстве случаев эти исследования носят комплексный характер, включая
в себя изучение черт соматической конституции человека, типов высшей
нервной деятельности и др. индивидуальных особенностей. Продуктивны также
возрастные исследования, прослеживающие формирование личности в онтогенезе;
они
составляют основу теории и практики воспитания и часто сочетаются с педагогич.
проблемами, в первую очередь с вопросами нравств. воспитания. В общепсихологич.
плане важно изучение становления человеческой личности в процессе обществ.-историч.
и онтогенетич. развития, природы самосознания и переживания "Я".


В проблеме методов П. принципиальное значение
имеет вопрос о применении интроспекции (самонаблюдения). Отказ от
интроспекции как осн. метода психологич. познания и переход к объективному
изучению природы психич. явлений не исключает использования субъективных
показаний. Объективный характер психологической науки заключается не в
игнорировании внутр. субъективных явлений, а в раскрытии порождающих их
объективных отношений и управляющих ими законов, которые скрыты от интроспекции.


П. является экспериментальной наукой. Важная
роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту, позволяющему получать
точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В П. применяются и
др. конкретные методы, в т. ч. наблюдение в обычных или специально
создаваемых условиях, анализ продуктов деятельности, сравнительно-генетич.
метод и г. н. формирующий эксперимент; применяются также методы собирания
массового материала - психологич. тесты, методы интервьюирования
и
анкетирования. Большое влияние на развитие экспериментальной П.
оказала разработка тонких физиологич. индикаторов исследуемых процессов
и состояний (электроэнцефалографических, миографических, плетизмографических
и др.), а также электронных устройств для экспозиции предъявления воздействующих
сигналов, их комплексов и динамич. ситуаций. Расширилось применение в П.
ЭВМ, используемых как для обработки данных, так и для управления экспериментом.
Попытки делаются в направлении математич. моделирования психич. процессов,
применения теории игр и др. логико-математич. методов.


Психологические науки. Широкое развитие
совр. П. привело к её дифференциации. Наряду с общей П. возник ряд спец.
отраслей, в т. ч. пограничных, связывающих П. с др. науками. Уже во 2-й
пол. 19 в. сложилась психофизиология, к-рая исследует физиологич. механизмы,
реализующие психич. явления и процессы. Развиваются исследования в области
зоопсихологии.
К сер. 20 в., опираясь на успехи в изучении высшей нервной деятельности,
исследования рецепторов (органов чувств) и функций нейронов
(нервных клеток), психофизиология достигла высокого уровня развития
как в СССР, так и во мн. зарубежных странах.


Другая ветвь П.- медицинская психология,
к-рая
первоначально была ориентирована на практику психотерапии.
Впоследствии
она дифференцировалась на собственно мед. П., охватывающую вопросы психотерапии,
психогигиены и мед. деонтологии, патопсихологию,
изучающую
психику душевнобольных как в теоретич. целях, так и в интересах лечебной
психиатрич. практики, и, наконец, нейропсихологию, решающую задачи
локализации дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановления нарушенных
функций.


Широкое развитие получили детская психология
и
педагогическая психология, тесно связанные между собой, поскольку
психич. развитие ребёнка происходит в условиях усвоения им исторически
выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания
должен учитывать возрастные психологические особенности учащихся и достигнутый
уровень развития их личности. Педагогич. психология изучает также процесс
обучения взрослых. Помимо этого, выделилась также возрастная психология,
охватывающая
изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения
(см. Геронтология).


Развитие пром. произ-ва поставило перед
П. задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности
путём рационализации двигат. операций, приспособления орудий и машин к
возможностям человека, улучшения экологич. условий (внеш. среды) на произ-ве
и проф. отбора. В связи с этим выделилась психология труда, к-рая
в условиях капиталистич. произ-ва направлена прежде всего на усиление эксплуатации
трудящихся. В условиях автоматизации производства на первый план
выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и др. сложные
психич. процессы; спец. исследований потребовали вопросы распределения
функций между человеком-оператором и машиной и их согласования. В этой
связи выделилась инженерная психология, имеющая важное значение
не только для рационализации автоматизированных систем управления, но и
для их проектирования. С нач. 60-х гг. складывается космическая психология,
изучающая
особенности деятельности человека в условиях космич. полётов.


П. труда и дифференцировавшиеся в ней спец.
дисциплины образуют вместе с физиологией, экологией, гигиеной и технич.
эстетикой комплексную область знания о труде - эргономику. Гл. чертой,
характеризующей сов. исследования в области П. труда и пограничных с ней
дисциплин, является подход к человеку как активному субъекту трудовой деятельности,
в к-рой раскрываются его творч. силы и способности,- подход, противоположный
чисто потребит. отношению к человеку, к-рое присуще капиталистич. обществу.


Изучение психологич. особенностей спортивной
деятельности составляет предмет психологии спорта.


Одной из важнейших областей П. является
социальная
психология,
исследующая деятельность человека в коллективах - трудовых,
учебных и др., имеющих разный характер (т. н. формальные и неформальные
коллективы) и различную внутр. структуру. В предмет социальной П. входят
также вопросы формирования межличностных отношений в коллективе, дифференциации
в нём функций (ролей), вопросы психологич. совместимости участников коллективной
деятельности и управления ею. Социальная П. тесно связана с проблемами
воздействия на человека средств массовой информации и с П. речевого общения,
изучаемой психолингвистикой. В отличие от мн. направлений зарубежной
социальной П., психологизирующих обществ. явления, сов. социальная П. рассматривает
изучаемые ею процессы как детерминируемые объективными отношениями в обществе,
к-рые управляются законами историч. развития (см. Исторический материализм).
С социально-психологич. проблемами тесно связаны нек-рые вопросы П.
воспитания, а также вопросы криминалистической и судебной П.


Ещё в 19 в. наряду с исследованиями в области
физиологич. П. было начато изучение психики народов, стоящих на различных
историч. ступенях культурного развития (этнопсихология). Вслед за систематизацией
этногр. фактов широкое распространение в зарубежной П. получили т. н. сопоставительные
экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления и др. процессов
у детей и взрослых, живущих в условиях различных культур. Результаты этих
исследований чаще всего интерпретируются с абстрактно-социологич. "культурологических"
позиций, использующих в качестве эталона психологич. характеристики представителей
европ. и амер. цивилизации.


В общей П. выделился также спец. раздел,
посвящённый П. технич., науч. и художеств. творчества, что связало П. с
науковедением и эстетикой.


Исторический очерк. Предпосылки науч. воззрений
на психику возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция,
Грузия) Б противовес религ.-мифологич. представлению о душе как особой
сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Др.-греч. врачами
Алкмеоном, Гиппократом, Эрасистратом и др. было открыто, что органом
психики является мозг, и развито учение о темпераменте, согласно к-рому
психич. свойства человека зависят от различных форм смешения материальных
процессов ("соков") в организме. Это естеств.-науч. направление было связано
с воззрением на душу человека как на вещественную (огненную, воздушную
и т. п.) частицу космоса (Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.). Трудности
объяснения с этих позиций проблем теории познания и этики, в частности
происхождения абстрактных понятий и нравств. норм, явились одной из предпосылок
развития идеалистич. концепций в П. Телу, изменчивой природе была противопоставлена
бессмертная душа, способная к созерцанию идей и следованию идеалам (пифагореизм,
Платон, неоплатонизм).



Вершиной П. в период античности явилось
учение Аристотеля (трактаты "О душе", "Происхождение животных" и др.),
в к-ром душа трактуется как форма организации способного к жизни тела.
Аристотель дал первую систему психологич. понятий, выработанных на основе
объективного и генетич. методов. Однако при объяснении высших форм умственной
активности (в учении о разуме) он покидал естеств.-науч. почву и склонялся
к дуализму.


В феод. эпоху развитие конкретно-науч.
знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. Врачи и мыслители
арабоязычного мира (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рушд и др.) подготовили
своими идеями последующий расцвет естеств.-науч. П. в Зап. Европе, где
с развитием бурж. отношений укрепляется тенденция к опытному исследованию
человека как природного существа, поведение к-рого подчиняется естеств.
законам (Леонардо да Винчи, X. Вивес, X. Уарте и др.). В 17 -18 вв. складывается
принципиально новый подход к психич. деятельности с позиций строгого детерминизма.
Психологич. мышление обогащается рядом фундаментальных категорий. Р. Декарт
открывает рефлекторную природу поведения (см. Рефлексы), а понятие
о душе преобразует в понятие о сознании как непосредств. знании субъекта
о собств. психич. актах. Складывается ряд важнейших психологич. учений:
об ассоциации как закономерной связи психич. явлений, определяемой
связью телесных явлений (Декарт, Т. Гоббс), об аффектах (Б. Спиноза), об
апперцепции
и бессознательном (Г. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального
чувственного опыта (Дж. Локк). Конкретно-науч. разработка в 18 в. принципа
ассоциации англ. врачом Д. Гартли сделала этот принцип на полтора столетия
гл. понятием П. Несмотря на попытки Дж. Беркли и Д. Юма трактовать ассоциацию
как чисто духовную связь, господствующим в ту эпоху являлось представление
об её неотделимости от телесного механизма. Учению об ассоциациях противостояло
учение о способностях (шотландская школа, школа нем. философа X. Вольфа)
как первичных функциях души. Франц. материализм 18 в. поставил проблему
различных уровней нервно-психич. организации (Д. Дидро, П. Ж. Кабапис)
и проблему развития интересов и способностей личности под воздействием
социальной среды (Дидро, К. Гельвеции).


В 19 в. в недрах физиологии зародились
экспериментальные методы исследования психич. функций, а также первые попытки
ввести в анализ этих функций количеств. оценки. В Германии Г. Фехнер, исходя
из работ Э. Вебера, разработал методы психофизич. измерений и установил
закон, гласивший, что интенсивность ощущения равна логарифму силы раздражения
(1858) (см. Вебера - Фехнера закон). Скорость реакции исследовалась
Г. Гельмгольцем (Германия) и Д. Дондерсом (Дания). В психофизиологии органов
чувств классич. труды Гельмгольца показали недостаточность анатомо-физиологич.
понятий для науч. объяснения формирования чувственных образов, поскольку
здесь участвует психич. фактор ("бессознательные умозаключения"). В учении
о рефлексе также выявилась роль психич. (сенсорных) моментов в адекватном
реагировании организма на раздражитель (Э. Ифлюгер, Германия; И. М. Сеченов,
Россия). Ч. Дарвин подчеркнул специфич. роль психич. функций, что нанесло
удар по концепциям, считавшим психику лишь тенью нервных процессов и потому
отрицавшим её в качестве объекта особой конкретной науки - П.


Практика науч. исследования показывала,
что закономерности, к-рым подчинена психика, не совпадают с анатомо-физиологическими.
Начиная с 1870-1880-х гг. складывается система специфич. понятий, методов,
категорий П. как самостоят. дисциплины, отличной от философии и физиологии.
Выдвигается неск. программ разработки этой дисциплины (В. Вундт, Германия;
Сеченов; Ф. Брентано, Австрия; Г. Спенсер, Великобритания, и др.). Гл.
центрами разработки П. становятся спец. экспериментальные лаборатории,
первая из к-рых была организована Вундтом (Лейпциг, 1879). По её образцу
возникают аналогич. учреждения в России, Великобритании, США, Франции и
др. странах. Последоват. программу построения П. на основе объективного
метода выдвинул Сеченов, идеи к-рого оплодотворили экспериментально-психологич.
исследования в России (В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, Н. Н. Ланге и др.),
а в дальнейшем через труды Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на
разработку объективных методов в мировой П. Осн. темами экспериментальной
П. являлись первоначально ощущения, время реакции, ассоциации. Благодаря
классич. экспериментам нем. психолога Г. Эббингауза (1885) были установлены
общие закономерности зависимости ассоциаций от частоты повторений и их
распределения во времени. Большое значение имели также работы по изучению
объёма внимания (Дж. Кеттел, США), навыков (У. Брайан и Н. Хардер, США)
и др. Параллельно развивались сравнит. П. (Дарвин, К. Ллойд-Морган, Великобритания;
В. Вагнер, Россия), а также исследования эмоций (У. Джемс, США; Г. Ланге,
Дания; Т. Рибо, Франция), восприятия и внимания (Н. Н. Ланге), двигат.
ощущений (А. Бастиан, Г. Мюнстерберг, Германия, и др.). Наряду с поиском
общих закономерностей протекания психологич. процессов складывается дифференциальная
П., изучающая с помощью измерит. методов индивидуальные различия между
людьми (Ф. Гальтон, Великобритания; А. Бине, Франция; А. Ф. Лазурский,
Россия; В. Штерн, Германия, и др.). Запросы практики - педагогической,
медицинской, криминалистической, а затем во всё возрастающих масштабах
практики капиталистич. произ-ва - придали этому направлению большую актуальность
и популярность. С целью измерения умственных способностей и свойств личности
широко применяются тесты.


На рубеже 19-20 вв. в П. назревает кризис,
к-рый означал ломку старых понятий. Терпит крах представление о сознании
как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент
переносится на ориентацию человека в окружающей среде, па скрытые от сознания
факторы его поведения. Хотя ещё пользовался влиянием взгляд, согласно к-рому
область П. ограничена "внутренним зрением" индивида (Э. Титченер, США;
Т. Липпс, Германия; Дж. Стоут, Великобритания; Г. И. Челпанов, Россия,
и др.), складывались новые концепции и подходы. Учение Павлова о высшей
нервной деятельности способствовало разработке кардинальных проблем П.
поведения. Гл. течением амер. П. становится бихевиоризм, согласно
к-рому П. должна изучать только внешние, телесные реакции на стимулы. Динамика
этих реакций живого организма мыслилась как слепой поиск, случайно ведущий
к успешному действию, закрепляемому повторением (метод "проб и ошибок").
Этой схемой руководствовался уже один из пионеров экспериментального психологич.
изучения поведения животных - Э. Торндайк (1898). В дальнейшем она легла
в основу бихевиоризма, программные установки к-рого выразил Дж. Уотсон
(1913). Дав мощный импульс экспериментальным исследованиям по проблеме
научения и укрепив объективный подход к поведению, бихевиоризм стал одним
из факторов прогресса П. Но в борьбе с субъективной П. он сам находился
под влиянием выдвинутых ею воззрений на сознание и поэтому потребовал исключить
из науч. П. все понятия о психич. явлениях, с тем чтобы найти для них поведенческие
эквиваленты (логич. мышление - реакции речевого аппарата, чувство - реакции
внутр. органов и т. д.). Отрицая отражат. природу психики и игнорируя её
нейрофизиологич. механизмы, бихевиоризм оказался в методологич. тупике,
что в дальнейшем привело к его распаду.


Другой влиятельной школой выступила гештальтпсихология
(М.
Вертхеймер, В. Кёлер, К. Левин, К. Коффка, Германия), экспериментальным
объектом к-рой явился целостный и структурный характер психич. деятельности,
несовместимый с "атомистич." взглядом на сознание и поведение. Открыв важные
психологич. феномены и зависимости, эта школа не смогла, однако, дать им
адекватную теоретич. интерпретацию.


На рубеже 19-20 вв. сложился и основанный
австр. врачом 3. Фрейдом психоанализ. Его предпосылками служили
достижения патопсихологии (А. Льебо, И. Бернхейм, Ж. Шарко, Франция), вскрывшие
на клиническом материале несостоятельность традиц. трактовки мотивов поведения,
выявившие роль неосознаваемой мотивации. Нек-рые клинические материалы
дали Фрейду повод к ложному выводу о предопределённости всех психич. актов
энергией сексуальных влечений, в связи с чем движущие силы человеческой
деятельности предстали в ложном свете. Психоанализ выступил с претензией
на объяснение не только индивидуально-психологич. фактов, но и обществ.
явлений, истории цивилизации в целом. Попытки понять с идеалистич. позиций
зависимость психики человека от мира истории и культуры, от обществ. жизни
неотвратимо вели к дуализму, к концепции "двух психологии" (Вундт, В. Дильтей,
Г. Риккерт, Германия), согласно к-рой П. не может быть единой наукой, поскольку
будто бы естеств.-научный экспериментальный подход к психике в принципе
несовместим с культурно-историческим. Психологи, выдвигавшие на первый
план роль социальных факторов в регуляции человеческого поведения (М. Болдуин,
Дж. Дьюи, Дж. Мид, США, и др.), также не смогли выработать продуктивный
подход к социогенезу человеческой личности и её психич. функций, поскольку
саму социальность рассматривали как "чистое" общение вне предметной деятельности
людей.


Методологич. основой конкретно-психологич.
исследований в СССР после победы Окт. революции 1917 стал марксизм. Перестройка
П. на базе марксизма происходила в острых дискуссиях со сторонниками различных,
несовместимых с ним концепций. Идею этой перестройки активно отстаивали
К. Н. Корнилов, П.П. Блонский, М. Я. Басов. Марксистский принцип историзма
стал определяющим для исследований Л. С. Выготского и его учеников. Строительство
сов. П. шло в тесном содружестве с развитием психофизиология, исследований
в трудах Павлова, Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, С. В. Кравкова,
Н. А. Бернштейна и др. Преодолевая идеалистич. и механистич. (реактология,
рефлексология)
влияния, сов. исследователи утверждали в П. марксистское
учение о деятельности и её социально-историч. детерминации, идеи ленинской
теории отражения. Они активно включились в решение актуальных задач в области
воспитания, обучения, профотбора, науч. организации труда и др. Теоретич.
и экспериментальное изучение осн. проблем П. нашло отражение в работах
Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Добрынина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л.
Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Л. М. Шварца и др.


Состояние П. в капиталистич. странах в
1930-40-х гг. характеризуется распадом гл. школ. В бихевиористских теориях
на первый план выдвигается понятие т. н. промежуточных переменных, т. е.
фактов, опосредствующих двигат. реакцию (зависимая переменная) на раздражитель
(независимая переменная). Логика развития науки и требования практики направили
П. на изучение "центр. процессов", развёртывающихся между сенсорным "входом"
и моторным "выходом" системы организма. Эта тенденция окончательно побеждает
в 50-60-х гг. (в частности, под влиянием опыта программирования на электронных
машинах). Важную роль сыграли также работы швейц. психолога Ж. Пиаже, изучившего
преобразование внутр. структуры умств. деятельности в ходе онтогенеза.
Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологич. механизмов, к-рые рассматриваются
теперь как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Д. Хебб, К.
Прибрам, США). Предпринимаются попытки распространить объективный метод
на изучение чувственно-образного аспекта жизнедеятельности, не сводя его
к моторным функциям (Э. Брунсвик, Дж. Гибсон, США).


В недрах психоанализа возникает неофрейдизм
-
течение, связавшее бессознат. психич. механику с действием социально-культурных
факторов (К. Хорни, X. Салливан, Э. Фромм, США) и использовавшее психотерапию
не только для лечения неврозов, но и с целью помочь нормальным людям избавиться
от чувства беспомощности, страха, неудовлетворённости. Резко возрастает
число проф. психологов-консультантов, в функции к-рых входит содействие
индивиду в "оптимальной адаптации" к неблагоприятным социальным условиям.
Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль третьей силы
в П. в капиталистич. странах начинает претендовать т. н. "экзистенциальная"
("гуманистическая") П. (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, США, и др.),
утверждающая, что использование науч. понятий и объективных методов исследования
личности ведёт к её "дегуманизации" и дезинтеграции, препятствует её стремлению
к саморазвитию. Это направление приходит к откровенному иррационализму.
Неудовлетворённость биологизаторскими и идеалистич. концепциями способствовала
пробуждению у передовых психологов капиталистич. стран (напр., во Франции
Ж. Лолитцер, А. Валлон, Л. Сев, в ФРГ К. Хольцкамп и др.) интереса к диалектико-материалистич.
пониманию психич. деятельности.


В рамках марксистской методологии сов.
психологи и психологи др. социалистич. стран успешно разрабатывают актуальные
проблемы П. в тесной связи с задачами социалистич. и коммунистич. строительства.


Лит.: Маркс К., Экономическо-философские
рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М.,
1956; Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29;
Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Рубинштейн
С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Ярошевский М. Г., История
психологии, М., 1966; его же, Психология в XX столетии, М., 1971; Петровский
А. В., История советской психологии, М., 1967; Психологическая наука в
СССР, т. 1 - 2, М., 1959 - 60; Экспериментальная психология, под ред. С.
Стивенса, пер. с англ., т. 1 - 2, М., 1960-1963; Экспериментальная психология,
ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1 - 5, М., 1966-75; Леонтьев
А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Murphy G., Historical
introduction to modern psychology, N. Y., 1949; Воring E., A history of
the experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950; Psychology: a study of
a science, ed. S. Koch, v. 1 - 6, N. Y., 1959 - 63; Miller G. A., Psychology:
The science of mental life, [reprint], N. Y., 1967; Misiak H., Sexton V.,
History of psychology, 2 ed., N. Y.- L., 1968.

Л. Н. Леонтьев, М. Г. Ярошевский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я