ПСИХИКА

ПСИХИКА (от греч. psychikos - душевный),
свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения
субъектом
объективной реальности. Важнейшая особенность психич. отражения - его активность.
При этом оно не только представляет собой продукт активной деятельности
субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, управления
ею. Т. о., психич. явления составляют необходимый внутр. момент предметной
деятельности субъекта, и природа П., её законы могут получить науч. объяснение
лишь в процессе анализа строения, видов и форм деятельности.


Понимание П. как отражения позволяет преодолеть
ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического,
приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к сведению психических
явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности
их протекания. Раскрытие психического отражения как порождаемого деятельностью,
осуществляющей взаимодействия материального субъекта с объективной действительностью,
исключает взгляд на психич. явления как чисто духовные, обособленные от
телесных мозговых процессов, ибо эти процессы и реализуют деятельность,
в к-рой происходит переход отражаемой реальности в психич. отражение. Однако
характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена
из реализующих её физиол. процессов, т. к. она определяется свойствами
и отношениями предметного мира, к-рым она подчиняется и к-рым, соответственно,
подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психич. отражение. Т.
о., хотя психич. явления существуют только в результате работы мозга и
в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены
к физиол. явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся
лишь в системе отношений деятельности субъекта.


Возникая на определённой ступени биол.
эволюции, П. представляет собой необходимое условие дальнейшего развития
жизни. Изменяясь и усложняясь, психич. отражение приобретает у человека
качественно новую форму - форму сознания, порождаемого его жизнью
в обществе, теми обществ. отношениями, к-рые опосредствуют его связи с
миром. Необходимость возникновения сознания проистекает из особого характера
человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения
животных.
Труд, как целесообразная продуктивная деятельность, требует, чтобы объективный
результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме,
к-рая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда),
его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). При
этом представление, регулирующее деятельность субъекта, находит своё воплощение
в её продукте, и в этой опредмеченной форме оно и выступает для человека.
Процесс сопоставления представления, опосредствующего деятельность, с отражением
её продукта и есть процесс осознания. Он может осуществиться лишь в том
случае, если объект выступит для субъекта в своей отражённой в языке форме;
поэтому осознанное есть всегда также словесно-означенное. В этой своей
функции язык является не только средством общения людей, но он есть их
действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку
оно существует для др. людей (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 3, с. 29). Т. о., сознание как форма индивидуальной психики
возможно лишь в обществе. Будучи главной формой П. человека, сознание,
однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психич. явления
и процессы, т. е. такие, в к-рых он не может дать себе отчёта, к-рые скрыты
от его самонаблюдения.


Хотя явления сознательного отражения даны
для субъекта в его самонаблюдении, природа их может быть выявлена лишь
путём объективного анализа. Изучение П. составляет предмет психологии.


Лит. см. при ст. Психология.

А. Н. Леонтьев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я