ПРОПОРЦИЯ

ПРОПОРЦИЯ (от лат. proportio - соотношение,
соразмерность), 1) в математике - равенство между двумя отношениями четырёх
величин а, b, с, d:

2107-5.jpg


Величины а, b, с, d называют членами
П., причём a и d - крайними, а b и с - средними. Произведение
средних членов П. должно равняться произведению крайних: bc = ad. Этим
свойством, называемым основным свойством П., пользуются для проверки правильности
П. и для выражения одного какого-либо ее члена через остальные (напр.,
b = ad/c) .


2) В пластических искусствах - соотношение
величин элементов художеств. произведения, а также отдельных элементов
и всего произведения в целом. Различают, в частности, П. архитектурные
и П., используемые для изображения человеческого тела и лица. Представления
о П. возникли в ходе практической деятельности архитекторов и художников
древнего мира, применявших при создании произведений определённые модули
и
геометрические построения. Кроме П., основанных на кратных и целочисленных
отношениях, широко распространились системы про-порционирования, приводящие
к иррациональным отношениям (напр., золотое сечение). Системы П.,
отражающие реально существующие в природе закономерности, нередко были
связаны с мифологич. представлениями о гармонии Вселенной. В совр. архитектуре
и дизайне важное место занимает проблема разработки систем П. в условиях
стандартизации размеров и параметров изделий.


Лит.: Брунов Н., Пропорции античной
и средневековой архитектуры, [М., 1936]; Гика М., Эстетика пропорций в
природе и искусстве, [пер. с франц.], М., 1936; Мессель Э., Пропорции в
античности и в средние века, [пер. с нем.], М., 1936; Очерки теории архитектурной
композиции, [сб.], М., 1960; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967;
Panofsky E., Die Entwicklung der Proportionslehre als Abbild der Stilentwicklung,
"Monatshefte fur Kunstwissenschaft", 1921, Bd 14, S. 188 - 219; Graf H.,
Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я