ПРОПОВЕДЬ

ПРОПОВЕДЬ дидактич. произведение
ораторского типа, содержащее этич. требования (обычно с религ. окраской)
и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П.
первоначально была вызвана к жизни великими духовными движениями 9-5 вв.
до н. э., прошедшими через культуры Европы и Азии (в Индии - буддизм и
джайнизм, в Иране - зарождение зороастризма, в Израиле - выступление пророков,
в Греции - орфики, ионийская философия и пифагореизм, в Китае - Конфуций
и Лао-цзы), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько,
что создалась возможность для теоретич. осмысления жизненной позиции человека.
Все эти движения создали свой тип П. [ср. речи пророков в Ветхом
завете и Заратуштры в Авесте, буддийскую лит-ру (см. Буддизм),
проповеднич.
интонации у Гераклита и Эмпедокла]. Христианство заимствует
технику П. у позднеантич. морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у
вост. религ. пропаганды (преим. иудаистской). В 4 в. созревает жанр церк.
П., окрашенный эллинистич. традицией (характерно, что церк. обиход перенимает
термин позднеантич. философии "гомилия", рус.-"гомилетика"). Василий Великий,
Григорий Богослов, Григорий Нисский - церк. ораторы антич. склада. На грани
4 и 5 вв. греч. церк. красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст
(между
344 и 354-407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику.


На Западе основы церк. П. закладывают под
сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (333 или 340- 397)
и Августин Блаженный (354-430; в 4-й книге его сочинения "О христианском
учении" впервые сформулированы теоретич. принципы христ. П.). В течение
средневековья П. остаётся одним из центр. жанров и играет роль эталона
по отношению к др. формам: вся ср.-век. религ. лит-pa есть в той или иной
мере П. Начиная с Бернара Клервоского (1090-1153) в зап. П. проникают мотивы
интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к 13 в., в эпоху Франциска
Ассизского (ум. 1226) и Антония Падуанского (ум. 1231).


Сильные стимулы для развития П. дала Реформация:
М.
Лютер провозгласил П. центром церк. жизни, поставив её выше литургии.
В
17 в. во Франции общий культурный подъём и нужды полемики с гугенотами
и вольнодумцами порождают расцвет литературно-утончённой П., пользующейся
стилистич. возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.).
Древнерус. лит-pa дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл
Туровский
и Серапион Владимирский, позже - митрополит Даниил.
В
рус. церк. красноречии 18-19 вв. осуществлялся синтез допетровских традиций
с техникой барочной П. (Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Платон Левшин).


Лит.: Барсов Н. И., История первобытной
христианской проповеди, СПБ, 1885; его же, Очерки по истории христианской
проповеди, в. 3 - Представители ораторско-практического типа проповеди
в IV в. на Востоке, Хар., 1895; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы,
2 изд., 1971; Norden Е., Agnostos theos. Untersuchungen zur Formengeschichte
religioser Rede, Lpz., 1929. С. С. Аверинцев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я