ПРОПАГАНДА

ПРОПАГАНДА (лат. propaganda - подлежащее
распространению, от propago - распространяю), распространение политических,
философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения
в обществ. сознание и активизации массовой практич. деятельности. Осн.
элементы процесса П.: её субъект (социальная группа, интересы к-рой выражает
П.), содержание, формы и методы, средства или каналы П. (радио, телевидение,
печать, система лекционной П. и т. д.), объект (аудитория или социальные
общности, к-рым адресована П.). Решающим для понимания процесса П. являются
социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества
в целом и отд. групп, к к-рым обращена П. Это определяет её содержание
и оказывает существ. влияние на выбор форм, методов и средств П.


В более узком смысле П. обозначает один
из её видов - политическую или идеологическую П.- распространение взглядов,
идей и теорий с целью формирования у масс определённого мировоззрения,
представлений, отражающих интересы субъекта П., и стимулирования соответствующих
им практич. действий. Ядром политич. П. является определённая классовая
идеология.
В
совр. мире выделяют два противоположных типа П.: буржуазную и коммунистическую.


Бурж. исследователи нередко отрицают обусловленность
П. характером идеологии класса и пытаются представить её как универсальное
средство манипуляции массовым сознанием в интересах определённых групп.
Действительно, в эксплуататорском обществе П. используется господств. классом
как средство представления своего группового интереса в качестве всеобщего,
искажения реального положения в собств. интересах и навязывания широким
массам ложных идей, теорий, необъективной информации. Этим целям служат
средства массовой коммуникации, контролируемые монополистич. буржуазией
и бурж. гос-вом. Однако введение в заблуждение и манипуляция сознанием
масс - отнюдь не универсальное свойство П., а выражение лишь сущности бурж.
П., обусловленной антагонизмом классов капиталистич. общества, противоречием
между коренными интересами империалистич. буржуазии и закономерностями
совр. обществ. развития.


Буржуазной П. противостоит коммунистич.
П., осн. положения к-рой были сформулированы и реализованы на практике
К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они получили творч. развитие в трудах В. И.
Ленина и наиболее полно изложены в его работах "Что такое „друзья народа"
и как они воюют против социал-демократов?", "Наша программа", "Что делать?",
"Об отношении рабочей партии к религии", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме"
и др.


Коммунистич. П. представляет собой научно
обоснованную систему духовной деятельности, разработанную коммунистич.
партией. В процессе П. под руководством коммунистич. партии осуществляется
распространение марксистско-ленинской идеологии и политики с целью просвещения,
воспитания и организации масс. Характер коммунистич. П. обусловлен природой
рабочего класса, интересы к-рого совпадают с интересами всех трудящихся
и выражены в марксистско-ленинской идеологии и политике коммунистич. партии.
Осн. принципами коммунистич. П., определяющими её содержание, являются:
строгая научность, партийность, тесная связь с жизнью, единство
пропагандистской и организаторской работы. Социальными функциями коммунистич.
П. являются: связь коммунистич. партии с рабочим классом и всеми трудящимися;
соединение науч. социализма, идейно-теоретич. деятельности партии с рабочим
движением и революционно-преобразоват. деятельностью масс; объединение
и организация систематич. общения нац. отрядов рабочего, коммунистич. и
демократич. движения, а при социализме всех классов, наций и социальных
групп общества в процессе их революц. творчества; координация их действий,
обмен опытом и информацией о проблемах и результатах борьбы; выражение
общественного мнения рабочего класса, трудящихся, их потребностей и интересов;
разоблачение иллюзий и лжи бурж. и ревизионистской П.; распространение
правды о социалистич. обществе.


Организатором коммунистич. П. на уровне
общества выступают коммунистическая партия, социалистическое государство,
обществ. организации трудящихся. Коммунистич. П.- одно из средств руководства
партией процессами революционной борьбы, социалистических и коммунистических
преобразований. В ходе активного целенаправленного воздействия коммунистич.
П. на массы вытесняются иллюзии обыденного сознания, устарелые взгляды
и традиции и утверждаются научные представления и программы практич. действий,
наиболее полно выражаются потребности переживаемого этапа обществ. развития,
в соответствии с к-рым видоизменяются формы и задачи П. Коммунистич. П.
стремится пробудить активность трудящихся масс и каждого человека, вовлекая
их в практич. борьбу за социализм и коммунизм. В П. как процессе распространения
идей науч. социализма в массах выделяют две относительно самостоят. фазы
и соответствующие им формы деятельности: П. и агитацию. В этом случае
понятие "П." означает распространение идей, теоретич. знаний, выражающих
осн. содержание идеологии, в отличие от агитации, к-рая является более
популярным изложением одной из идей, актуальной для совр. движения и ставшей
непосредств. задачей практики масс.


Коммунистич. П. не может успешно функционировать
и развиваться без постоянной, организованной обратной связи, т. е. изучения
духовных потребностей, интересов, обществ. мнения, настроения масс и изменения
этих факторов под влиянием объективных условий и пропагандистского воздействия.
В совр. период такое изучение приобретает особенно важное значение вследствие
роста идеологич. зрелости, компетентности, активности и инициативы масс,
мнения и суждения к-рых важны не только для оценки эффективности П. и корректирования
пропагандистского процесса, но и служат важным источником познания процессов
обществ. развития и выработки форм управления ими. Обратная связь в системе
коммунистич. П. выполняет важную роль в процессе дальнейшей демократизации
социалистич. общества. Значение обратной связи возрастает и вследствие
развития средств массовой П. и информации (печать, радио, телевидение и
др.), в к-рых отсутствует элемент непосредств. общения между объектом П.
и аудиторией.


Важное значение в повышении эффективности
П. имеет знание психологич. механизмов восприятия пропагандистского воздействия,
что связано с формированием системы социальных установок, избират.
отношения к информации со стороны аудитории, к-рой адресована П. Одно из
условий эффективности П.- подкрепление распространяемых знаний, идей и
взглядов практич. деятельностью масс. Поэтому существенные принципы партийной
П.- её конкретность, объективный анализ социальной действительности, показ
реальных достижений и критика существующих недостатков и трудностей в достижении
поставленных целей. Центральная задача коммунистич. П.- формирование у
трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, высоких идейно-политич.
качеств, норм коммунистич. морали, сознательного творч. участия каждого
в процессе социалистич. и коммунистич. преобразования общества (см. также
ст. Партийное просвещение). Степень реализации этой цели выступает
общим критерием эффективности коммунистич. П., а её общим показателем -
уровень социальной активности масс.


Лит.: Ленин В. И., Что делать? Наболевшие
вопросы нашего движения, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; Плеханов Г. В.,
Русский рабочий в революционном движении, Соч., т. 3, М.- Л., 1928; Материалы
XXIV съезда КПСС, М., 1971; Ядов В., Тайна лжи. Заметки о теории и методах
буржуазной пропаганды, М., 1963; Степаков В. И., Партийной пропаганде -
научные основы, М., 1967; Арбатов Г. А., Идеологическая борьба в современных
международных отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитической
пропаганды империализма, М., 1970; Вопросы теории и практики партийной
пропаганды, М., 1971; Вопросы теории и методов идеологической работы, в.
1-2, М., 1972-73; Ефимов А. Г., Поздняков П. В., Научные основы партийной
пропаганды, М., 1966; Психологическая война. Сб. ст., [пер. с польск.],
М., 1972; Шерковин Ю. А., Психологические проблемы массовых информационных
процессов, М., 1973. В. Ф. Праваторов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я