ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА

ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА вид прикладной
художественной графики. П. г. обслуживает сферу произ-ва и сбыта пром.
продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, упаковки, издательские марки;
рекламные издания - каталоги, буклеты, проспекты и др.) и сферу управления
произ-вом (деловые бумаги - бланки, конверты и др.). По своим задачам П.
г. тесно соприкасается с торгово-пром. рекламой, нередко являясь
её составной частью. В произв. совр. П. г. одинаково важную роль играют
шрифт, орнамент, различные рисованные (преим. символич. характера) и фотографич.
изображения, цветовое и полиграфич. решение. П. г. происходит от клейм
и торг. марок, известных с глубокой древности. В процессе развития товарно-денежных
отношений она формировалась как специальная область художественной деятельности,
подчинённая развитию произ-ва и рынка. П. г. окончательно сложилась в конце
19 в., когда стали возникать коллективы проф. художников, специализировавшихся
на рекламе, оформлении упаковок и др. К этому же времени относятся первые
попытки создания единого фирменного стиля, охватывающего как пром. здания
и продукцию, так и элементы П. г. (работы П. Беренса). Стилевое
развитие П. г. тесно связано с общим развитием пластич. искусств. В конце
19 - нач. 20 вв. характерное для "модерна" стремление эстетически
насытить окружающую человека предметную среду обусловило бурное развитие
П. г. в рамках этого стиля, в 1920-е гг. в П. г. проявилось влияние функционализма
(работы
австр. худ. Г. Байера, нем. худ. Я. Чихо-льда, голл. худ. П. Зварта и др.),
в 1930-1940-е гг. нередко были сильны эклектич. тенденции. Совр. зарубежная
П. г. часто включается в систему художественного конструирования
(т.
н. дизайн-гpaфика), широко используя типичные для неё методы проектирования;
преобладает ориентация на коллективное творчество с тенденцией к обезличиванию
художника-исполнителя. П. г. занимаются спец. художественные бюро: созданные
по заказу фирм разработки идут лишь под маркой этих бюро, а художники-исполнители
остаются, как правило, безымянными. В дореволюц. России П. г. не развилась
в самостоят. область творч. деятельности, господствовало преим. подражание
иностр. образцам. После Окт. революции 1917 были созданы новая советская
государственная эмблема-тика, образцы оформления документации учреждений
и пром. предприятий. В 20 - нач. 30-х гг. важную роль в развитии советской
П. г. сыграли Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко, В. В. Маяковский и др. В
30-х гг. в области П. г. работал Е. Е. Лансере, в 40-х- Кукрыниксы. С конца
1950-х гг. устраиваются выставки П. г., в некоторых респ. союзах художников
созданы подсекции, объединяющие профессиональных художников, работающих
в области П. г.


Лит.: Мурина Е., Прикладная графика,
"Творчество", 1964, Mb 2; Gerstner К., Кutter M., Die neue Graphik, Basel
- [Teufen, 1959]; Neumann E., Functional graphic design in the 20 century,
[N. Y.], 1967. В. Н. Ляхов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я