ПРОГРЕСС

ПРОГРЕСС (от лат. progressus - движение
вперёд, успех), тип, направление развития, для к-рого характерен переход
от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О П.
можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным её элементам,
к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие П. соотносительно
с понятием регресса.


Представление о том, что изменения в мире
происходят в определённом направлении, возникло в глубокой древности и
первоначально носило чисто оценочный характер, разрабатываясь гл. обр.
применительно к истории общества. В развитии докапиталистич. формаций многообразие
и острота политич. событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономич.
основ обществ. жизни. Для большинства антич. авторов история - простая
последовательность событий, за к-рыми стоит нечто неизменное; в целом же
она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего
"золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как циклич. круговорот, повторяющий
одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Не видит П. в обществе
и христианство. Хотя христ. историософия рассматривает историю как процесс,
имеющий определённое направление, имеется в виду не имманентный процесс,
а движение к некоей провиденциальной цели (см. Провиденциализм), лежащей
за рамками действит. истории. Идея историч. П. родилась не из христ. эсхатологии,
а
из её отрицания.


Социальная философия подымающейся буржуазии,
отражавшая реальное ускорение обществ. развития, была овеяна оптимизмом,
уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем.
Прежде всего был замечен П. в сфере науч. познания; уже Ф. Бэкон и
Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что науч.
познание мира идёт вперёд. Затем идея П. распространяется и на сферу социальных
отношений (А. Тюрго, Ж. Кондорсе).


Просветительские теории П. обосновали смелую
ломку феод. отношений, на их основе складывались многочисленные системы
утопического
социализма.
Но рационалистич. теории П. были чужды
историзму. В
них подчёркивалась поступательность историч. развития, однако игнорировались
его противоречивость и многообразие форм, а также необходимость предшествовавших
стадий развития. П. общества просветители выводили из П. человеческого
разума. Их теории имели телеологич. характер, возводя в ранг конечной цели
истории преходящие идеалы и иллюзии подымающейся буржуазии. Вместе с тем
уже Дж. Вико и особенно Ж. Ж. Руссо указывали на противоречивый
характер историч. развития. Романтич. историография нач. 19 в. в противовес
рационализму просветителей выдвинула идею медленной органич. эволюции,
не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости
историч. эпох. Но этот историзм был односторонне обращён в прошлое и часто
выступал в роли апологии архаич. отношений. Наиболее глубокую в домарксовской
мысли трактовку П. дал Г. Гегель, выступив как против просветительского
пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтич. "исторической
школы". История - не простое изменение, а П. в сознании свободы, в к-ром
старое служит необходимым фундаментом для нового. Каждый народ, выполнив
свою историч. миссию в качестве временного носителя абсолютной . идеи,
уступает
место другому. Однако, понимая историч. П. как саморазвитие мирового духа,
Гегель не мог объяснить переход от одной ступени обществ. развития к другой.
Обществ. П. заканчивается, по Гегелю, прусской монархией, а его философия
истории превращается в теодицею,
оправдание бога в истории.


Марксистско-ленинская концепция П. исходит
из материалистич. понимания истории и характеризуется диалектико-материалистич.
подходом к проблеме П., выдвижением его объективного критерия. К. Маркс
подчёркивал, что "вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции"
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). "...Представлять
себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских
иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно" (Ленин
В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 6). П. не егть какая-то самостоят.
сущность или трансцендентная цель историч. развития. Понятие П. имеет смысл
лишь в применении к определённому историч. процессу или явлению, это всегда
П. по отношению к чему-то. Цели, стремления и идеалы людей, в свете к-рых
они оценивают историч. развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому
такие оценки неизбежно страдают субъективностью, неисторичностью. Как пишет
Маркс, "так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что
новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда
понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно
определенных условиях она бывает способна к самокритике" (Маркс К. иЭнгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 732).


Объективный критерий обществ. П. надо искать
в материальной основе общества. Производств. отношения выражают прерывность,
дискретность историч. процесса и специфичность его конкретных форм. Напротив,
производит. силы развиваются б. или м. непрерывно и кумулятивно (хотя и
здесь, конечно, бывает понятное движение). К тому же это главная, определяющая
сторона обществ. развития. Поэтому В. И. Ленин считал интересы развития
производит. сил "...высшим критерием общественного прогресса..." (Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 220).


Совершенствование средств и организации
труда обеспечивает рост его производительности, что, в свою очередь, влечёт
за собой совершенствование человеческого элемента производит. сил, рабочей
силы, вызывает к жизни новые производств. навыки и знания и меняет существующее
обществ. разделение труда. Одновременно с П. техники идёт развитие науки.
Наконец, рост производительности труда означает увеличение количества прибавочного
продукта. При этом расширяются состав и объём необходимых потребностей
человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура
и быт. Более высокому уровню развития производит. сил соответствует и более
сложная форма производств. отношений и обществ. организации в целом. Степень
овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности
труда, и степень освобождения общества из-под гнёта стихийных обществ.
сил, социально-политич. неравенства и духовной неразвитости людей - вот
наиболее общие критерии историч. П. В свете указанного критерия первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистич. и коммунистич. формации представляют
собой закономерные стадии поступат. развития человечества.


Однако процесс этот противоречив, а типы
и темпы его различны. Для первобытнообщинного, а также рабовладельч. и
феод. обществ характерны вообще крайне медленные темпы развития. Капитализм
означает громадное ускорение темпов, но при этом усиливается и обостряется
антагонистичность, свойственная развитию эксплуататорского общества. В
любом процессе развития существует определённая взаимосвязь между группой
ведущих, развивающихся элементов системы и её структурой как целым. Отд.
элементы опережают другие, за ними подтягиваются остальные, и лишь затем
меняется структура целого. В досоциалистич. формациях первоначально из-за
низкого уровня развития произ-ва, а в дальнейшем также из-за частной собственности
на средства производства одни элементы социального целого систематически
прогрессируют за счёт других. Это делает П. общества в целом антагонистическим,
неравномерным, зигзагообразным (см. Ф. Энгельс, в кн. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 177). П. техники и развитие обществ. разделения
труда колоссально повышают его производительность. Но оборотной стороной
этого является превращение человека в частичного работника, рост отчуждения
и
эксплуатации. Сравнительно высокий жизненный уровень немногих развитых
капиталистич. стран достигнут отчасти за счёт беспощадной эксплуатации
колоний. Диспропорции наблюдаются не только в развитии разных стран и народов,
но и в развитии различных сфер и элементов обществ. жизни. Так, К. Маркс
отмечал, что "...капиталистическое производство враждебно известным отраслям
духовного производства, например искусству и поэзии" (там же, т. 26, ч.
1, с. 280).


Диспропорция между материальным богатством
капиталистич. общества и уровнем его духовной культуры особенно заметна
в эпоху общего кризиса капитализма. Она находит своё отражение в росте
социального пессимизма и многочисленных филос. и социологич. теориях 20
в., прямо или косвенно отрицающих П. и предлагающих заменить это понятие
либо идеей циклич. круговорота (О. Шпенглер, А. Тойнби, П.
Сорокин),
либо
"нейтральным" понятием "социального изменения" (амер. социолог У. Ф. Огборн).
Широкое распространение получают также различные эсхатологич. концепции
относительно "конца истории" и пессимистич. антиутопии вроде "Славного
нового мира" О. Хаксли или "1984" Дж. Оруэлла.
Наряду с ними
существуют и казённооптимистич. теории П., вроде "стадий экономич. роста"
У. Ростоу.


Переход от капитализма к социализму в мировом
масштабе - генеральная линия обществ. П. в совр. эпоху. Колоссально ускоряя
темпы обществ. развития, коммунистич. формация постепенно преодолевает
унаследованные от прошлого диспропорции в развитии города и деревни, передовых
и экономически отставших стран, людей умственного и физич. труда, производит.
сил и духовной культуры общества. Т. о., происходит становление нового,
коммунистич. типа П., свободного от антагонистич. противоречий прежних
формаций. Однако это процесс отнюдь не автоматический. Обилие задач и недостаточное
знание механизма действия законов социалистич. общества (к-рое само отчасти
объясняется ограниченностью имеющегося историч. опыта) создают возможность
появления элементов субъективизма и волюнтаризма, приводящих к диспропорциям.
Сложные Проблемы ставят неодинаковость уровня развития и своеобразие исторических
традиций стран социалистической системы.


Социалистич. общество, устраняя социальный
антагонизм, не отменяет противоречивости развития как такового. В частности,
познание законов развития общества - процесс по существу бесконечный; между
тем именно степень познания и овладения такими законами определяет меру
социальной свободы.


Возникнув на почве социальной истории,
понятие П. было в 19 в. перенесено и в естеств. науки. Однако здесь, как
и в обществ. жизни, понятие П. имеет не абсолютное, а относит. значение.
Понятие П. неприменимо ко Вселенной в целом, т. к. здесь отсутствует однозначно
определённое направление развития, а постулирование такого направления
неизбежно приводит к идеализму и религии. Неприменимо понятие П. и ко многим
процессам неорганич. природы, имеющим циклич. характер (см. Прогресс
в
живой природе). Поэтому проблема критериев П. в живой природе вызывает
споры среди учёных.


Лит.: Давиташвили Л. Ш., Очерки
по истории учения об эволюционном прогрессе, М., 1956; Проблемы развития
в природе и обществе. Сб. ст., М.- Л., 1958; Семенов Ю. Н., Общественный
прогресс и социальная философия современной буржуазии, М., 1965; Nisbеt
R. A., Social change and history. Aspects of the Western theory of development,
N. Y., 1969; Sklair L., The sociology of progress, L., [1970]. И. С.
Кон.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я