ПРОБ

ПРОБ Марк Аврелий (Marcus Aurelius
Probus) (232-282), римский император с 276. Уроженец Иллирии, полководец,
провозглашён императором войском. Правил в согласии с сенатом. Упрочил
власть Рима в Галлии и по всей рейнской границе, оттеснив в 277 вторгнувшихся
в Галлию франков, алеманнов и др. племена. Его меры по укреплению дисциплины
в армии вызвали восстание солдат, во время к-рого П. был убит.

ется во времени. Его исходным пунктом
служит формирование самой причины для действия в данных условиях. Причина
во времени предшествует следствию, но вместе с тем существует более или
менее длительная стадия, когда причина и следствие сосуществуют вместе
и в течение к-рой идёт процесс активного воздействия следствия на причину.
То, как именно будет действовать причина и каким окажется следствие, зависит
не только от природы причины, но и от характера условий, при к-рых развёртывается
действие этой причины. Условия, независимые от причины явления, превращают
в действительность заключённую в причине возможность порождения следствия.



Обоснование П. и её виды. В диалек-тич.
материализме представление о П. обосновывается на основе практики: тот
факт, что человек управляет определёнными природными и социальными процессами,
является решающим доказательством существования П.


С развитием практики и познания раскрываются
новые виды П., к-рые определяются природой соответствующих объектов и систем,
формой движения материи.


Классич. физика основывалась на ме-ханич.
понимании П.: причиной искомого состояния объекта является нек-рое его
исходное состояние и его взаимодействия за исследуемый отрезок времени.
Предсказания солнечного и лунного затмений, времени противостояния планет
и т. п. служили важным обоснованием этой концепции.


Развитие совр. физики, и прежде всего становление
и развитие квантовой механики, привело к существ, видоизменению,
обобщению категории П. Это связано с признанием фундаментальной значимости
нового класса теорий - статистических теорий, к-рые принципиальным образом
включают в свою структуру вероятностные представления (см. Вероятностей
теория, Вероятность).
В классич. физике предполагалось, что все связи
между параметрами объекта определены в количеств, отношении строго однозначно
(т. н. *, лапласовский детерминизм"). В структуру же статистич.
теорий неустранимым образом включены неопределённости и неоднозначности.
Так, напр., в квантовой механике определение состояния квантовой системы
включает в себя неоднозначность ряда характеристик, поэтому определение
будущих состояний системы также содержит неоднозначность. Вместе с тем
наиболее существ, характеристики при задании состояний определяются вполне
однозначно.


Познание причин явлений направлено прежде
всего на раскрытие их сущности. В этой связи принципиальное значение имеет
мысль Ф. Энгельса о том, что бессмысленно настаивать на абсолютно исчерпывающем
познании всех причинно-следственных связей к.-л. объекта (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 534). В рамках статистич. теорий,
и прежде всего в квантовой механике, П. раскрывает именно существ, взаимосвязи,
к-рые определяются однозначным образом. Познание же причин явлений, ведущих
к неоднозначным связям, выходит за рамки этих теорий.


Тот факт, что статистич. теории включают
в себя неоднозначность и неопределённость, по-своему был истолкован теми
филос. направлениями, к-рые отрицают П. и детерминизм. Утверждая, что статистич.
теории свидетельствуют о принципиальном индетерминизме и знаменуют крушение
принципа П., представители позитивистской философии абсолютизировали наличие
указанной неопределённости.


Развитие новейших обобщений категории П.
непосредственно связано с разработкой новых классов законов - симметрии
и управления. Первые выражают проникновение познания на новые фундаментальные
уровни строения материи, вторые особо уделяют внимание раскрытию целенаправленности
и эффективности функционирования сложных систем. В ходе этих исследований
на первый план выдвигаются и разрабатываются структурно-информационные
аспекты учения о П.


П. есть лишь одна из форм всеобщей связи
явлений. В. И. Ленин подчёркивал, что "каузальность, обычно нами понимаемая,
есть лишь малая частичка всемирной связи..." (Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 29, с. 144). К особо важным типам связей относятся законы природы
и общества. Понятие "закон" более широкое, нежели понятие "П.". Если П.
соединяет только причину и её следствие, то закон может соединять не только
причины с их следствиями, но и, напр., разные следствия той же самой причины,
разные стороны одного и того же следствия, порождённого данной причиной,
и др. связи.


П. никогда не реализуется в "чистом" виде,
освобождённом от присутствия др. форм связи, и только в абстракции может
быть отделена от них. Но такая абстракция необычайно плодотворна и эффективна,
потому что помогает вскрыть П. как основу, на к-рой складывается вся система
многообразных явлений природы и общества. Конечно, когда причинная связь
раскрыта, мышление должно вновь вернуться к целостной картине и как бы
вплести П. в сложную сеть многообразных взаимозависимостей.


В ходе развития совр. науки раскрывается
всё большее многообразие форм связи явлений, выражающихся в виде соотношений,
не имеющих непосредственно причинного характера. На основе такой тенденции
у нек-рых философов и учёных стало складываться ошибочное впечатление,
будто вообще изучение причинных связей, отношений порождения отступило
на задний план и уже не составляет существ, задачи науч. исследования.
П. как бы перестаёт "работать" и приносить необходимые результаты. Так,
англ, философ и математик Б. Рассел пришёл к выводу, разделяемому
рядом др. философов, будто "старое" филос. понятие П. утратило смысл, а
реально П. совпадает с любым законом, позволяющим делать какой-либо вывод
по одной группе явлений о другом явлении (см. "Человеческое познание",
М., 1957, с. 362, 486). Однако это расширительное толкование П. ведёт к
потере её самых осн. специфич. черт.


Существуют также представления, сближающие
П. с фатализмом или даже отождествляющие их, что используется в
двух взаимно исключающих целях -либо для оправдания фатализма, либо для
критики П., как якобы ведущей к телеологии или родственной ей. Но
оба эти подхода несостоятельны. Если в диалектич. учении о П. явления пони

маются как необходимо связанные между
собой по своей внутр. природе, то для фатализма явления сами по себе никак
не связаны друг с другом; необходимость лежит за их пределами и действует
помимо них, подчиняясь неотвратимому сверхъестественному року. Учение же
о П., напротив, не утверждает, что нечто порождаемое причиной произойдёт
при всех условиях с неотвратимостью. Изменяя условия, можно изменить и
следствия данной причины; создавая условия, при к-рых возникают противоборствующие
причинные тенденции, можно даже пресекать ранее сложившийся ход событий,
останавливать действие прежней причины и создавать новые возможности. Указывая
на те или иные возможности, П. даёт реальную опору для человеческой свободы.


Однолинейное механич. понимание П. было
не в состоянии опровергнуть телеологию, поскольку целый ряд фактов не укладывался
в рамки такой П. Трудности причинного объяснения в этом случае привели
к альтернативе: "либо причинность, либо телеология". Эта альтернатива была
преодолена только тогда, когда теория П. стала опираться на представление
о её диалектич. природе, включающей идею об обратной связи и целенаправленности
функционирования сложных систем. Эти представления получили дальнейшую
разработку в ходе развития общей теории управления. То, что движет систему
к определённому состоянию, - не фиктивная "целевая причина", а воздействие
вполне реальных конкретных материальных факторов, характеризующих строение
и динамику сложноорганизованных систем.


Лит.: Энгельс Ф., Диалектика прирсн
ды, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там
же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5
изд.,
т. 18; его ж е, Философские тетради, там же, т. 29; Б о м Д., Причинность
и случайность в современной физике, пер. с англ., М., 1959; Фролов И. Т.,
О причинности и целесообразности в живой природе, М., 1961; Б о р Н., Атомная
физика и человеческое познание, пер. с англ., М., 1961; Б у н г е М., Причинность,
пер. с англ., М., 1962; Геизенберг В., Физика и философия, пер.
с нем., М., 1963; Б о р н М., Физика в жизни моего поколения. Сб. пер.
ст., М., 1963; Бриллюэн Л., Научная неопределённость и информация, пер.
с англ., М., 1966; Кузнецов И. В., Категория причинности и её познавательное
значение, в сб.: Теория познания и современная наука, М., 1967; Свечников
Г. А., Причинность и связь состояний в физике, М., 1971; На пути к теоретической
биологии, пер. с англ., М., 1970; Омельяновский М. Э., Диалектика в современной
физике, М., 1973; Современный детерминизм. Законы природы, М., 1973. См.
также лит. при статьях Закономерность общественная, Исторический материализм.
И. В. Кузнецов, Ю. В. Сачков.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я