ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА художеств,
проза, где осн. задачу повествования составляет занимательное сообщение
о реальных или вымышленных происшествиях, а элементы аналитический, дидактич.
и описательный отсутствуют либо имеют заведомо второстепенное значение.
П. л. опирается на опыт многообразных литературно-художеств. повествовательных
жанров, для к-рых авантюрно-занимат. установка была существенной, но не
определяющей сюжетное целое,- греч. романа эпохи эллинизма ("Эфиопика"
Гелиодора, 3 в. н. э.), рыцарского эпоса 12-16 вв., романа барокко ("Астрея"
д'Юрфе и т. д.), плутовского романа похождений, лит-ры путешествий 17-18
вв. и готического романа предромантизма с его превратностями, тайнами
и ужасами. Значит, роль в развитии П. л. сыграли также документальная проза
и журналистика.


Более специфично применение понятия "П.
л." (-"приключенческий жанр") к лит-ре о приключениях, сложившейся в 19
в. в русле романтизма и неоромантизма (под воздействием ряда их тенденций:
отталкивание от прозы бурж. повседневности; поиски высокого и героического;
устремлённость к новому, оригинальному; сюжетная занимательность). Одним
из первых образцов П. л. явились -"морские романы" Ф. Купера и Ф.
Марриета,
историко-приключенч.
романы А. Дюма-отца и социально-приключенческие -Э. Сю. Романтич.
пафосом отмечены наиболее известные произв. П. л. 19 -нач. 20 вв.: Т. М.
Рида, Р. Л. Стивенсона, Р. Хаггарда, Дж. Конрада (Великобритания); Г. Ферри,
Г. Эмара, Ж. Верна, Л. Жаколио, Л. Буссенара, П. Бенуа (Франция); Дж. Лондона
(США). Для П. л. характерны стремительность развития действия, переменчивость
и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения
и преследования, тайны и загадки. Действие протекает в особых условиях;
персонажи резко разделяются на злодеев и героев. Совр. П. л. часто сливается
с научной фантастикой, предельно расширяющей сюжетные возможности
повествования.


О популярности П. л. в СССР свидетельствуют
многочисл. серийные издания, сборники, журналы (например: -"Библиотека
приключений и научной фантастики", с 1943, изд-во "Детская литература";
"Приключения" - изд-во -"Молодая гвардия"; журн. "Вокруг света", с
приложением "Искатель" - с 1961; "Подвиг" - приложение к журн. "Сельская
молодёжь", и др.).


В жанре П. л. выступали А. Грин, В. Каверин,
А. Толстой, А. Гайдар, А. Беляев, В. Катаев, Г. Адамов, Ю. Семёнов. Сов.
П. л. в целом отличает героико-патриотический, жизнеутверждающий, революц.
пафос.


Лит.: Rausse H., Der deutsche Aben-teuerroman,
[s. 1.], 1912; DoutrepoutG., Les types populaires de la litterature francai-se,
pt. 1-2, Brux., 1926-27; Аугеnschmabz A., Zura Begrift des Abenteuerromans,
Tubingen, 1962; Fо1sоns J. K., The American western' novel, New Haven,
1966. В. С. Муравьёв.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я