ПРИКАЗЫ

ПРИКАЗЫ органы центр. управления
в России 16 - нач. 18 вв. Термин произошёл от слова "приказ", употребляемого
в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит
в обращение с сер. 16 в.


Зарождение приказной системы происходило
в кон. 15 - нач. 16 вв. В её формировании важную роль сыграли преобразования
сер. 16 в. В это время сложилась основная сеть постоянных П.: Большого
дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (60-е
гг. 16 в.), Казённый (1512), Костромской четверти (60-е гг. 16 в.), Ловчий
(1509), Новгородской четверти (60-е гг. 16 в.), Оружейной палаты (1-я пол.
16 в.), Печатный (1553), Полонянич-ный (сер. 16 в.), Посольский (1549),
Разрядный (1-я пол. 16 в.), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской
четверти (60-е гг. 16 в.), Холопий (сер. 16 в.), Челобитный (сер. 16 в.),
Ямской (1550). Воен. реформы привели к созданию Разрядного П., ведавшего
личным составом и службой поместного войска, и Поместного П., к-рому было
поручено обеспечение служивших в этом войске дворян землёй. К этому же
времени относится появление Стрелецкого П., ведавшего др. частью рус. армии
- стрелецким войском. Перестройка системы "ямской гоньбы" (службы связи)
привела к возникновению Ямского П. Введение губных учреждений на местах
вызвало организацию Разбойного П. Расширение между-нар. связей способствовало
обособлению Посольского П. от других П. Следствием сохранявшихся остатков
разобщённости отд. земель, вошедших в состав гос-ва, явилось создание наряду
с обще-гос. финанс. П. Большого прихода терр. судебно-адм.-финанс. четвертей
(см. Чети), а также спец. судебных П. с областной компетенцией.
Расширение границ на

Ю.-В. положило начало существованию П.
Казанского дворца.


Термин "П." применялся не только к центр.
учреждениям. П. наз. также нек-рые местные дворцовые учреждения, как, напр.,
возникшие в 20-х гг. 17 в. Новгородский и Псковский дворцовые П., находившиеся
в ведении П. Большой казны. Назв. П. употреблялось и для обозначения стрелецких
полков. П. были постоянно действующими учреждениями. В основу деятельности
П. был положен функциональный принцип. Каждый П. ведал определённым кругом
вопросов, имел самостоят. штат. Однако приказная система не имела стройного
внутр. единства и чёткого разграничения функций между отд. учреждениями;
для многих П. было характерно совмещение суд., адм. и финанс. функций,
а также соединение функционального управления с территориальным. П. находились
в непо-средств. ведении царя и Боярской думы. Стоявшие во главе П. лица
получили в 17 в. назв. судей (от суд. функций большинства П.). В 16 в.
среди них преобладали дьяки, в 17 в. нек-рые крупные П. возглавляли
бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне (см. Думные чины).
Однако
и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших П. (Разрядного,
Посольского, Поместного). Непосредств. делопроизводство велось дьяками
и подьячими. Численность личного состава П. ("приказных людей") колебалась
от 3 до 400 чел. Первоначально П. не имели внутр. структурного деления.
Оно появилось примерно с нач. 17 в. К 17 в. относится новый этап в истории
приказной системы. Только в 1613-19 было организовано 11 П. В области воен.
управления были созданы П.: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового
дела; в области финансов одновременно с П. Большого прихода начали действовать
П. Новой четверти и Большой казны, а полномочия терр. четвертей были значительно
расширены. В 1-й пол. 17 в. создавались также врем. П., к-рые, выполнив
поставленные перед ними частные задачи, прекращали существование. В воен.
время возникали П. Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного
сбора, Сбора пятинных и запросных денег и др. Врем. характер носили также
многочисл. сыскные П. В результате к сер. 17 в. насчитывалось ок. 80 П.
В эти годы имели место и попытки централизации управления путём объединения
руководства неск. П. в одних руках.


В 50-60-х гг. пр-во пыталось перестроить
работу центр. учреждений. Были созданы П. Тайных дел и Счётный, осуществлявшие
контроль за деятельностью остальных П. и подчинявшиеся непосредственно
царю. Но существование их было непродолжительным. В 80-х гг. пр-во провело
новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных
функций управления в одном ведомстве. Оно объединило большинство четвертей
с Посольским П., создало на базе П. Большой казны крупное финанс. учреждение,
в к-ром слились П. Большого прихода и Новой четверти, передав ему значит.
часть финанс. функций четвертей. Ликвидация приказной системы происходила
в нач. 18 в. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели
к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали функционировать
и позднее (до 1763 сохранился, напр., Сибирский П.).


Лит. :Вернер И. И., О времени и
причинах образования Московских приказов, М., 1907; Веселовский С. Б.,
Приказный строй управления Московского государства, К., 1912; Богоявленский
С. К., Приказные судьи XVII в., М. - Л., 1946; Зимин А. А., О сложении
приказ-вой системы на Руси, "Доклады и сообщения Ин-та истории АН СССР",
М., 1954, в. 3; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления
в Русском государстве, [М.], 1961; Устюгов Н. В., Эволюция приказного строя
Русского государства в XVII в., в сб.1 Абсолютизм в России. Со. ст., М.,
1964; Чернов А. В., О зарождении приказного управления в процессе образования
Русского централизованного государства, "Тр. Московского гос. историко-архивного
ин-та", т. 19, М., 1965. Список П. в кн.: Советская Историческая Энциклопедия,
т. 11, М., 1968, ст. Приказы. Н. Ф. Демидова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я