ПРИВОЛЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ПРИВОЛЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА объединяет
участки железной дороги, расположенные гл. обр. в р-не Ниж. Поволжья. Эксплуатац.
длина дороги (1972) 4459 км, или 3,2% от протяжённости всей сети
жел. дорог СССР. Управление дороги в Саратове. Организована в 1953 из участков
быв. Рязано-Ураль-ской и Сталинградской ж. д. Регулярное движение от Саратова
на Москву открыто в 1870. Имеет 5 отделений: Астраханское, Волгоградское,
Ртищевское, Саратовское и Ершовское. Граничит с Северо-Кавказской ж. д.
по станциям Трусо-во (в р-не Астрахани) и Котельниково; с Казахской ж.
д. по станциям Аксарайская (в р-не Астрахани) и Озинки; с Куйбышевской
ж. д. по станциям Сенная, Чагра и Пенза; с Юго-Восточной по станциям Тоновка,
Обловка, Пово-рино, Филонове, Морозовская.


Обслуживает в основном Астраханскую, Волгоградскую
и Саратовскую обл., а также Пензенскую, Воронежскую, Тамбовскую, Ростовскую
обл. РСФСР, Уральскую и Гурьевскую обл. Казах. ССР. Дорога тесно взаимодействует
с речным транспортом: Астраханский, Волгоградский и Саратовский узлы, Камышин
и др. (на Волге); ст. Донская (на Дону), порты и пристани Волго-Донского
судоходного канала.



В дореволюц. время в грузообороте дороги
преобладали с.-х. грузы. Важную роль играли перевозки рыбы и соли из оз.
Баскунчак. За годы Сов. власти на терр., прилегающей к П. ж. д., возникло
много пром. предприятий и ряд пром. центров-Саратовский, Волгоградский,
Астраханский, Балаковский, Вольский, Камышинский и др. В годы Великой Отечеств.
войны 1941-45 П. ж. д. являлась прифронтовой и осуществляла перевозки для
обеспечения войск во время Сталинградской битвы 1942-43; была разрушена.
За послевоенные годы полностью восстановлена и коренным образом реконструирована.
Почти все осн. участки П. ж. д. переведены на тепловозную тягу. Перевозка
грузов на наиболее важных направлениях выполняется электровозной тягой.
Большая часть дороги оснащена автоблокировкой и диспетчерской централизацией
стрелок и сигналов и др. совр. тех-нич. средствами по управлению движением
поездов.


Грузооборот П. ж. д. (1973) 103 млрд. т-км,
или
3,5% от сетевого. В перевозках значит. удельный вес имеют нефтяные, минеральные
грузы, стройматериалы, зерно, мука, лес (перевалка с водного на ж.-д. транспорт).
Грузонапряжённость дороги ок. 23 млн. т*км/км.
В связи с географич.
положением дороги св. 4/Развиты пасс, перевозки, из них примерно
4/сообщении и 1/5 в дальнем. Наиболее интенсивный пассажирообмен дорога осуществляет
с Московской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Куйбышевской ж. д. Удельный
вес П. ж. д. в суммарном пассажирообороте сети ж. д. СССР во всех сообщениях
составляет неск. менее 3% (в пригородном - ок. 1,5% ).


Награждена орденом Ленина (1970).

Е. Д. Хануков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я