ПРЕРЫВНОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ

ПРЕРЫВНОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ филос.
категории, характеризующие как структуру материи, так и процесс её развития.
Прерывность означает "зернистость", дискретность пространственно-временного
строения и состояния материи, составляющих её элементов, видов и форм существования,
процесса движения, развития. Она основывается на делимости и определённой
степени внутр. дифференцированности материи в её развитии, а также на относительно
самостоят. существовании составляющих её устойчивых элементов, качественно
определённых структур, напр. элементарных частиц, ядер, атомов, молекул,
кристаллов, организмов, планет, общественно-экономич. формаций и т. д.
Непрерывность, напротив, выражает единство, взаимосвязь и взаимообусловленность
элементов, составляющих ту или иную систему определённой степени сложности.
Непрерывность основывается на относит. устойчивости и неделимости объекта
как качественно определённого целого. Именно единство частей целого и обеспечивает
возможность самого факта существования и развития объекта как целого. Т.
о., структура к.-л. предмета, процесса раскрывается как единство П. и н.
Прерывность обеспечивает возможность сложного, внутренне дифференцированного,
разнородного строения вещей, явлений. А ч зернистость", отделённость того
или иного объекта составляет необходимое условие для того, чтобы элемент
данной структуры выполнял определённую функцию в составе целого. Вместе
с тем прерывность обусловливает возможность дополнения, а также замены
и взаимозамены отд. элементов системы.


Единство П. и н. характеризует и процесс
развития явлений. Непрерывность в развитии системы выражает её относит.
устойчивость, пребывание в рамках данной меры. Прерывность же выражает
переход системы в новое качество. Одностороннее подчёркивание только
прерывности в развитии означает утверждение полного разрыва моментов и
тем самым потерю связи. Признание только непрерывности в развитии ведёт
к отрицанию к.-л. качеств. сдвигов и по существу к исчезновению самого
понятия развития. Для метафизического способа мышления характерно обособление
П. и н. Диалектич. материализм подчёркивает не только противоположность,
но связь, единство П. и н., что подтверждается всей историей науки и обществ.
практики. Лит.: Основы марксистско-ленинской философии, 3 изд.,
М., 1973. А. Г. Спиркин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я